100-летию Мурманска: о первом в мире атомном ледоколе «Ленин» рассказывает Алеся Алексеева
Здравствуйте, меня зовут Алеся. Сегодня я расскажу вам о первом в мире атомном ледоколе «Ленин».
Он вступил в строй во времена Советского Союза, в далеком 1959 году. Ледокол «Ленин» стал первым надводным судном на планете, использовавшим в качестве источника энергии ядерную силовую установку. Кстати, существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом».
Ледокол строился в самый разгар холодной войны, но имел он абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов. «Ленин» должен был соединить запад и восток государства по кратчайшему морскому пути. Символично, что общая длина сварных швов ледокола превышает 6 тысяч километров - примерно две трети пути от Москвы до Владивостока.
Без остановок ледокол мог продвигаться во льдах толщиной в два с половиной метра. Но на самом ли деле ледокол колет лед? Нет, это представление неверно. При встрече с ледовым полем ледокол вползает носовой частью на кромку льда и своим весом проламывает его.
В сутки ледокол расходовал около 45 граммов ядерного топлива. Без мирного атома для такой работоспособности понадобились бы тонны нефти. Мощность двигателей ледокола составляла 44 тысячи лошадиных сил. За 31 год эксплуатации атомоход прошёл 654 тысячи миль.
В 1989 году судно списали и едва не отправили на металлолом. Но в 2005 году легендарный ледокол решили превратить в музей. Он открыл свои двери 6 лет назад и сразу стал достопримечательностью Мурманска.
Во время экскурсии можно осмотреть каюты и камбузы, полюбоваться видами города из капитанской рубки, спуститься в машинное отделение и увидеть настоящий атомный реактор.