Арктика эволюционирует настолько быстро, что политика просто не успевает за ней
Потепление климата, таяние арктических льдов делает освоение недр в высоких широтах достижимой целью. Обостряется соперничество приарктических государств за участки шельфа, компании спешат разрабатывать технологии добычи полезных ископаемых в условиях низких температур. О том, какие риски сопутствуют хозяйственной активности в полярных регионах, пишет американский журнал «US News and World Report».
В конце декабря 2012 года сотрудникам береговой охраны США был отдан приказ оказать помощь 18 членам экипажа потерявшей ход буровой платформы «Kulluk», принадлежащей компании «Royal Dutch Shell». Спасатели были вынуждены работать в условиях арктического шторма, противостоя ветрам почти ураганной силы и 15-метровым волнам, однако, несмотря на все их усилия, накануне Нового года платформа села на мель недалеко от небольшого острова у берегов Аляски. По сообщениям Министерства экологии и природных ресурсов, топливные баки буровой платформы не были повреждены, однако из баков разбитых спасательных шлюпок в воду попало около 1000 литров дизельного топлива. Авария на платформе «Kulluk», ставшая кульминацией первой попытки поисково-разведочного бурения в Арктике, предпринятой США за последние 20 лет, наглядно продемонстрировала все те риски, которые в себе несёт освоение этого далекого и сурового региона.
Масштабы человеческой деятельности в Арктике продолжают расти, поскольку повышение глобальных температур привело к тому, что этот полярный регион стал нагреваться быстрее, чем ожидалось, и оставаться безо льда на протяжении более длительных промежутков времени. За последние несколько лет шесть из восьми государств, граничащих с Арктикой, – США, Россия, Норвегия, Канада, Дания и Исландия – выдали своим энергетическим компаниям лицензии на поиск морских месторождений нефти и газа. По данным Администрации по информации в области энергетики (U.S. Energy Information Administration), на территории арктического региона могут располагаться до 22% мировых неразведанных ресурсов нефти и газа. Кроме того, в дополнение к потенциальному росту объёмов производства энергии, транспортные компании рассматривают возможность разработки навигационных маршрутов через Арктику, которые позволят сократить сроки перевозки грузов. В сентябре китайское контейнерное судно попало в заголовки множества изданий, после того как ему удалось достичь порта Роттердама на 15 дней раньше срока, предусмотренного традиционным маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал, который соединяет Средиземное и Красное моря.
Эксперты предупреждают о том, что отсутствие инфраструктуры и нормативно-правовой базы может стать причиной конфликтов и чрезвычайно разрушительных катастроф. В США эксперты призывают администрацию Обамы срочно разработать подробную национальную стратегию и настоять на введении более жесткого международного контроля над деятельностью в Арктике. Через два года США должны возглавить Арктический совет («Arctic Council»), который будет представлять собой межнациональный форум региональных правительств и народов.
«Арктика эволюционирует настолько быстро, что политика просто не успевает за ней», - подчеркивает Хитер Конли, старший научный сотрудник и директор Европейской программы в Центре стратегических и международных исследований. В мае президент Обама обнародовал национальную стратегию, в которую, по словам Конли, он фактически полностью перенес президентскую директиву предыдущей администрации от 2009 года, касающуюся Арктики. Согласно этой стратегии, все федеральные агентства должны сосредоточиться на семи направлениях работы: национальная безопасность, международное правление, охрана границ, сотрудничество в сфере науки, морское транспортное сообщение, развитие энергетической сферы и защита окружающей среды. «Сейчас мы по-настоящему нуждаемся в стратегии, которая перенесла бы нас на следующий уровень, подробно объяснила бы нам, как можно достичь этих целей, и обозначила бы количество финансовых средств, необходимых для реализации этих директив. Эта стратегия также должна гарантировать ответственность агентств за то, каким образом они достигают этих целей», – объясняет Конли.
В ноябре министр обороны США Чак Хейгел обнародовал собственную стратегию Пентагона, в которой перечислены задачи этого агентства, разработанные на основе плана Белого дома. Тем не менее, по мнению экспертов, в стратегии министерства обороны не хватает деталей и информации о бюджетных ресурсах, в особенности в тех пунктах, которые касаются инфраструктуры в Арктике. «Министерство обороны обладает большими возможностями (в частности, в области картографирования и обеспечения судовой связи)», – утверждает Марк Розен, эксперт в области морского права и старший советник научно-исследовательской некоммерческой организации «CNA Corporation». Недавно Розен принял участие в подготовке программного документа, в котором перечислены пробелы в управлении Арктикой, для «Arctic Security Initiative», проекта Института Гувера Стэнфордского университета. В этом документе приведены конкретные рекомендации, касающиеся экономического развития региона, а также обоснование необходимости заключения между арктическими государствами юридически обязывающих соглашений, которые вводили бы режим нормативного регулирования. «Если сегодня произойдет серьёзная авария с участием корабля или буровой платформы, вероятнее всего, нам не хватит ресурсов, чтобы отреагировать на это происшествие, навести порядок и выплатить компенсации пострадавшим», – говорится в этом докладе. Поэтому введение жестких требований к материалам и подготовке персонала, а также ответственности и минимальных лимитов страхования будет способствовать более эффективному регулированию деятельности международных транспортных компаний.
Однако далеко не все уверены в том, что стремительное наступление на Арктику оправдано и целесообразно. Несмотря на недавние сообщения в прессе, полярные маршруты вряд ли можно считать коммерчески рентабельными, считает Жан-Поль Родрик, профессор факультета глобалистики и географии университета Хофстра. По его словам, суровые условия в Арктике и отсутствие инфраструктуры означают, что затраты могут оказаться довольно высокими, а прибыли – сомнительными. И авария на платформе «Kulluk» лишний раз подтверждает его точку зрения. Компания»Royal Dutch Shell» потратила более 5 млрд долларов на этот арктический проект, направила туда 20 судов, которые должны были обеспечивать работу двух буровых платформ, и согласовала более 1000 авиаперелетов в этот регион. В результате она не смогла завершить даже начальный этап своих работ из-за суровых погодных условий.
С точки зрения природоохранных организаций, суровые климатические условия и высокий риск аварий являются вескими причинами для того, чтобы отказаться от индустриализации Арктики. По мнению Густаво Ампуньяни, руководителя группы по защите Арктики в «Гринпис», прошлогодний инцидент на платформе «Шелл» наглядно доказал, что люди пока не готовы к безопасному использованию ресурсов этого региона. «Даже в нормальных арктических погодных условиях компания столкнулась с массой накладок и задержек», – говорит Ампуньяни, имея в виду список задокументированных неполадок и проблем, которые компании «Шелл» пришлось решать ещё до начала шторма, спровоцировавшего аварию на платформе «Kulluk». По данным Береговой охраны США, на платформе в тот момент находилось около 550 тысяч литров дизельного топлива и около 45 тысяч литров других нефтепродуктов. «Серьезная авария или разлив нефтепродуктов в далекой и суровой Арктике может привести к катастрофическим последствиям для хрупких экосистем и людей, жизнь которых зависит от океана», – говорится в докладе Министерства экологии и природных ресурсов, посвященном деятельности компании «Шелл».
Между тем в ноябре компания вновь представила свой план буровых работ у северных берегов Аляски на рассмотрение федеральных органов. Таким образом, пока именно энергетические компании, а вовсе не правительственные чиновники, задают темп развития Арктики, пишет ИА «ТПП-Информ».
Комментарии







Последние комментарии
Календарь





