Долг платежом не красен-2
Мы уже рассказывали в материале «Долг платежом не красен» о противоречивых процессах в реформировании сферы ЖКХ, противоречивых действиях федеральных властей, о желании правительства РФ ввести авансовую систему оплаты услуг ЖКХ, о том, что органы Министерства внутренних дел страны с начала 2013 года выявили более 3 тысяч преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о том, как министр строительства и ЖКХ Михаил Мень на брифинге фактически обвинил средний класс России в крохоборстве, о том, что в Мурманской области воруют электроэнергию на миллионы рублей. На эту статью редакция получила несколько откликов. С оценками на проблемы в сфере ЖКХ Алексея Преснова (фото), управляющего партнёра компании «Агентство энергетического анализа», мы знакомим читателей сегодня.
Реакция «Газпрома» подтвердила факт серьёзного заболевания
Переход на авансовую систему платежей в ЖКХ, как известно, инициатива «Газпрома». Помимо этой инициативы госкорпорация предложила взимать платежи за газ с электроэнергетических генерирующих компаний за счёт их доходов от продажи мощности, компенсирующих условнопостоянные расходы по обслуживанию и ремонтам, и доходности вложенного капитала по инвестиционным программам нового строительства и глубокой модернизации существующих мощностей. Это деньги не за газ за газ станции расплачиваются из доходов от продажи электроэнергии, а не мощности, но «Газпром» хочет всё. Абсолютно ясно, что инициатива не что иное, как реакция «Газпрома» на серьёзное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, связанное не в последнюю очередь с провальной стратегической политикой газовой монополии. Это попытка компенсировать существенное снижение экспортных доходов за счёт повышения собираемости платежей за газ внутри страны.
Понятно, что просроченные долги в размере более 120 млрд рублей не радуют, но в сравнении, скажем, с долгами за электроэнергию или за тепло и ЖКХ, составляющими гдето 140 млрд и 300 млрд рублей соответственно, они отнюдь не фатальные для такой мегакорпорации как «Газпром». Объёмы потребления газа в ЖКХ, также как и электроэнергии, существенно ниже объёмов потребления этих ресурсов промышленностью и другими потреблениями (по электроэнергии не более 15% в среднем, по газу – около 30%. Авт.).
Основные проблемы с неплатежами в ТЭК всётаки связаны не с неплатежами населения, о которых говорит новый отраслевой министр Михаил Мень (100 млрд рублей в год по всем ресурсам. – Авт.), а с глубокими диспропорциями в экономике страны, в частности, с тарифными дисбалансами. Это явление широко распространено в теплоснабжении ряда регионов, а в последнее время перекочевывает и в водоснабжение.
Речь идёт о том, что входные цены и тарифы для производства выходных ресурсов в виде тепла и воды, с учётом фактической энергоэффективности действующих систем, не отвечают критериям экономической обоснованности. Например, в Мурманской области размер таких дисбалансов оценивается в 56 млрд рублей по году, в то время как субсидируется из бюджета около 2,5 млрд рублей. В Заполярье это связано с мазутом и относительно широким применением электрокотельных, покупающих с рынка дорогую электроэнергию для нужд теплоснабжения. Но проблема существует и в газифицированных регионах, например, в Ярославской, Тверской, Архангельской, Владимирской и других областях. Там это связано напрямую с необоснованно низкими тарифами и крайне низкой энергоэффективностью. Поэтому не думаю, что переход на авансовые платежи в ЖКХ кардинально решит проблемы неплатежей, в то время как социальное напряжение такая мера точно вызовет. Думаю, у наших мегамонополий есть резервы, чтобы кредитовать кассовые разрывы в платежах населения изза оплаты их услуг постфактум.
Вопрос связан с несовершенным, бестолковым законодательством
Реплика министра Колокольцева про Владимирский энергосбыт и 500 млн рублей воровства свидетельствует о том, что в МВД попрежнему процветает очковтирательство новоявленных «спецов» в энергетике, вводящих в заблуждение как своё начальство, вплоть до министра, так и широкую общественность относительно так называемого «завышения тарифов» на электроэнергию.
Тот факт, что МВД так и не разобралось в этом вопросе за полтора года с момента возбуждения первого уголовного дела по теме «искажения балансов и завышения мощности», фигурантом которого я имею честь являться, свидетельствует о том, что в «системе» далеко не всё в порядке, она не умеет находить и признавать свои ошибки, а также наказывать новоявленных «хлестаковых» в своих рядах.
В настоящее время по аналогичным обстоятельствам возбуждены несколько уголовных дел в отношении руководства энергосбытовых компаний ряда регионов страны. Все эти дела откровенный бред и измышления некомпетентных в сфере электроэнергетики людей. В делах нет никаких доказательств, кроме версий, основанных на грубейших ошибках в понимании основ ценообразования в энергетике. В ближайшее время это станет ясно и широкой общественности, и министру Колокольцеву, поскольку своё мнение по этому вопросу профильные ведомства страны уже подготовили.
Что касается воровства в ЖКХ вообще, то этот вопрос непосредственно связан с несовершенным, я бы сказал, бестолковым, законодательством в этой сфере, часто противоречащим основным экономическим законам и здравой логике. В таких условиях в частное ЖКХ неизбежно тянутся люди, склонные не честно зарабатывать предпринимательским трудом, а пользоваться протекающими мимо денежными потоками. Борьба с ними без коренных изменений в законодательстве больше похожа на похождения Дон Кихота или, что ещё хуже, циничные имитации всего и вся, процветающие у нас в последние годы.
Долгая дорога в долговых дюнах
Снижение задолженности за потребленные ранее ресурсы не только и не столько связано, на мой взгляд, с переходом на прямые платежи в Мурманской области, тем более что этот процесс ещё далек от завершения. Просто рынок ЖКХ в регионе стабилизировался по сравнению с 20092011 годами, когда он только формировался и в полной мере испытывал все «болезни роста». Конечно, и история с крахом «империи Шубина» свою роль в этом процессе сыграла. Однако я бы предостерег от излишнего оптимизма сегодняшняя модель «прямых платежей» также далека от совершенства, как и модель, при которой деньги за ресурсы концентрируются у исполнителей коммунальных услуг. Ключ решения проблемы неплатежей и «нецелевого расходования» средств прозрачный и подконтрольный властям и общественности биллинг, а также, в первую очередь, коренные изменения в отношениях ресурсоснабжающих предприятий и исполнителей коммунальных услуг: нужны обыкновенные, проверенные тысячелетиями экономические отношения по куплепродаже ресурса со скидками и наценками.
Проблема недоплаты есть, и она будет всегда, пока государство не изменит свое популистскопатерналистское отношение к населению. Это свойственно именно нашей стране, причём со стороны абсолютного большинства политических сил, включая либералов, и именно это серьёзно отличает нас от Восточной Европы и даже Казахстана. Бороться с этим надо, но эта задолженность не критична для поставщиков. Это долгая дорога в дюнах.
Власть сваливается в популизм
Думаю, рано или поздно властям всё же придётся вернуться к приватизационному закону, по которому власть должна была вначале отремонтировать дома, а затем требовать это с граждансобственников в дальнейшем. И сделать это придётся как раз по причине нашей российской традиции популизма и патернализма. Гдето в Польше или даже в Болгарии это бы, возможно, сработало, но не у нас. Иначе проблема капремонтов превратится для власти во вторую неправедную приватизацию на залоговых аукционах, легитимность которой до сих пор не признана обществом, из которой и продолжает вытекать «ручей» социальнополитических проблем в стране, остановить который мы никак не можем. А не можем, поскольку источник продолжает фонтанировать гдето в глубинах общественного сознания. Когдато это была «река», «напор» снижается, но слишком медленно и попрежнему является мощнейшим фактором, тормозящим нормальное развитие страны.
Социальные нормы на электроэнергию и впоследствии на иные ресурсы шаги в правильном направлении, но донесены они до общества крайне непрофессионально. Почему? Потому что власть не умеет разговаривать с народом на серьёзные темы. Потому что за 10 последних лет в диалоге власти и народа популизм не только не уменьшился ни на йоту, а ровно наоборот. И поэтому, когда власть пытается говорить с населением, как со взрослыми людьми, объясняя ему суть своих действий, направленных на социально более справедливое распределение бремени оплаты энергоресурсов, народ не то что не понимает, он и слышать не хочет о какихлибо хотя бы потенциальных повышениях своих платежей.
Я писал и выступал по проблемам перекрестки, начиная с 2007 года, рассказывал о том, что бабушки по факту оплачивают через стоимость товаров в магазине электроэнергию для подогрева бассейнов на туломских дачах олигархов, работу станков и агрегатов в гаражных авторемонтах и прочих крупных потребителей по тарифу населения. О том, что всем нам недоплачивают изза этого зарплату, поскольку работодатели вынуждены переплачивать за энергию. Что перекрестка объёмом в 320 млрд рублей по стране искажает и душит рынок и в электроэнергетике, и вообще везде и является одной из причин нашей тотальной энергонеэффективности. Но это был глас вопиющего в пустыне в Мурманской области. Но сейчас, когда бороться с перекресткой стали на федеральном уровне, к моему удивлению, об этом внятно вообще никто не говорит. Говорят о другом о том, что платить больше большинство не будет, то есть опять сваливаются в популизм. Но народ не верит и правильно делает. А почему он должен платить больше, ему никто не объясняет, да он и слушать уже разучился.