Аналитика (18+)02.12.13 14:03

Нужно ли Мурманской области «слезать с мазутной иглы»?

Во время прошедшей в ноябре II Мурманской международной деловой недели одной из наиболее обсуждаемых тем было заявление о стратегическом партнёрстве Мурманской области с компанией «Роснефть». Вкратце смысл такого сотрудничества сводится к участию нефтегиганта в газификации нашего региона, предусматривающего среди прочего регулярные поставки сжиженного природного газа. Стратегический проект базируется на необходимости ухода Мурманской области от мазутозависимости, которая в последние годы стала притчей во языцех. Очарование магического слова «Роснефть» заволокло туманом другой масштабный проект, который мог бы сыграть немаловажную роль в экономике Мурманской области - строительство собственного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

Инвестиционная «тёмная лошадка» Мурманской области

Проект строительства собственного НПЗ на Кольском полуострове, конечно, не является таким же «раскрученным», как широко известные проекты по разработке Штокмановского, Приразломного месторождений, создания портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) и Мурманского транспортного узла. Однако именно он был в своё время наиболее проработанным и реалистичным из всех возможных.

Принятие окончательного инвестиционного решения по Штокману в соответствии с решением совета директоров «Штокман девелопмент АГ» откладывается на неопределённое время. Первая партия нефти с Приразломного месторождения, по последним заверениям хозяев платформы «Приразломная», будет отгружена в декабре этого года. А так как «Приразломная» зарегистрирована как налоговый резидент на территории Ненецкого АО, то и выгоды от разработки месторождения достанутся нашему соседу.

О создании в Мурманске ПОЭЗ в последнее время как­то незаметно перестали говорить. Может быть, из­за возникших объективных и субъективных непреодолимых преград? Во­первых, есть неясности в плане налоговых льгот для будущих участников зоны. Второй немаловажный момент ­ не решён вопрос с имущественным статусом Мурманского морского рыбного порта, на территории которого имеется около двух сотен собственников.

Создание Мурманского транспортного узла тормозится неопределённостью со строительством железнодорожной ветки Выходной ­ Лавна.

Всех этих «болевых точек» проект Мурманского НПЗ не имеет.

По информации министра природных ресурсов и экологии Мурманской области Алексея Смирнова, нефтеперерабатывающий завод предполагалось возвести на западном берегу Кольского залива вблизи Мурманска. Объём инвестиций «Газпрома» в НПЗ оценивался в 250 миллиардов рублей. Предполагалось, что мощность завода может составить от 5 миллионов до 10 миллионов тонн нефти в год, а ресурсной базой могут стать углеводороды месторождений Приразломное и Долгинское. Вывести эти участки на пик добычи «Газпром» ещё два года назад планировал к 2019­2020 гг. с производством 6,6 миллиона тонн нефти в год.

Кстати, правление ОАО «Газпром» собиралось принять решение об инвестировании в проект строительства нефтеперерабатывающего завода вблизи Мурманска в I полугодии 2012 года. Но не объявило. В условиях информационного вакуума вокруг судьбы мурманского НПЗ можно только догадываться о причинах этого молчания. Скорее всего, у «Газпрома» появились непредвиденные затруднения, связанные в том числе и со «сланцевой революцией» и с нарастающими поставками конкурентами сжиженного природного газа (СПГ). В результате газовому гиганту пришлось срочно урезать свои инвестиционные расходы, и под нож попал и мурманский НПЗ.

Этот проект был наиболее реалистичным. Вдобавок его реализации не мешало и отсутствие железной дороги, поскольку всю основную логистику в этом случае принципиально можно было строить на основе морского транспорта.

Народ был «за»

В последние годы к проектам, связанным с освоением нефтегазовых месторождений, стали предъявляться особые требования. В основном это относится к необходимости соблюдения экологических требований.

Есть большая вероятность, что общественное мнение может стать существенной преградой на пути реализации подобных проектов, как это наблюдается на примере проектов строительства железнодорожной ветки через посёлок Молочный и освоения богатств шельфа Арктики. Поэтому заинтересованные стороны вынуждены будут соблюдать всё возрастающие требования по безопасности, и в случае с мурманским НПЗ был счастливый случай достижения согласия с общественным мнением. Ещё в начале декабря 2011 года в посёлке Междуречье Мурманской области состоялись общественные слушания в рамках обоснования инвестиций (ОБИН) строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). По словам председателя правления «Беллоны­Мурманск» Андрея Золоткова, активность жителей Междуречья тогда порадовала ­ они интересовались подробностями проекта и тем, как он может повлиять на их жизнь. Это касалось не только возможного расположения самого НПЗ и вспомогательных производств, но и воздействия на окружающую среду ­ состояния близлежащих водоёмов, утилизации опасных отходов, возможного пути пролегания железнодорожных путей, запахов и др.

В состав объектов НПЗ проектировщик внёс сам нефтеперерабатывающий завод, товарно­сырьевую базу, порт (причальные сооружения, портофлот, база по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), сырьевые трубопроводы и продуктоводы, а также объекты внешней инфраструктуры. По словам начальника управления промышленной и экологической безопасности ЗАО «НПФ «Диэм» (разработчика ОВОС проекта) Александра Федоренко, предполагалось, что всего во время работы комплекса будет образовываться 29 видов отходов общим количеством более 23 тысяч тонн в год. Самую большую их часть (95,6%) будут представлять отходы третьего класса опасности ­ так называемые нефтешламы. До 97% нефтешламов должно было перерабатываться на самом предприятии и подлежать захоронению на полигоне ТБО.

Несмотря на то, что окончательное месторасположение комплекса ещё не было выбрано, жители Междуречья отдали предпочтение четвёртому варианту (изначально их было восемь), поскольку именно он предусматривал минимальную длину трубопровода от завода к причалу. Известно, чем меньше длина трубопровода, тем меньше риск аварии на нём.

Разработчики проекта внимательно выслушали жителей и экологов, пообещав максимально учесть все пожелания и рекомендации. В результате участники слушаний одобрили проект на этой стадии.

НПЗ ­ хорошо забытое старое?

Рассматриваемый проект не является чем­либо из ряда вон выходящим. Аналогичные попытки предпринимались и в прежние годы. Так, в середине девяностых годов прошлого века строительство НПЗ вблизи Мурманска было одним из «коньков» тогдашнего генерального директора компании «Лукойл­Арктик­Танкер» Николая Куликова (в настоящее время владелец холдинга «Мурманское морское пароходство». ­ Авт.). В те годы даже основательно прорабатывалась опытно­экспериментальная модель данного проекта ­ планово­экономическое обоснование мини­НПЗ на острове Колгуев.

Однако ряд сложностей объективного и субъективного характера (вспомним хотя бы дефолт 1998 года) не позволили проекту мурманского НПЗ стартовать в то время. В рассматриваемом нами случае есть одна оговорка. Согласно приводимым выше характеристикам, мурманский НПЗ преимущественно был рассчитан на производство линейки светлых нефтепродуктов. Однако логика присутствия в конечной продукции мазута также имеется, да ещё какая.

Во­первых, это пресловутая мазутозависимость региона. Если копнуть немного глубже, то окажется, что проблема не в высокой стоимости мазута, а в его транспортной надбавке и длинной цепочке посредников, естественно, желающих погреть свои руки. В случае с мурманским НПЗ обе эти проблемы были бы устранены. Тогда зачем Мурманской области «слезать с мазутной иглы»?

Во­вторых, Мурманск всё ещё остаётся крупным портовым городом, где сосредоточена масса судов и кораблей, двигатели которых работают в основном на флотском мазуте. Дополнительный плюс ­ Северный флот с его колоссальным потреблением мазута. Один авианосец «Адмирал Кузнецов» уже является перспективным потребителем.

В­третьих, рядом Архангельская область и Карелия, где имеются аналогичные потребители мазута.

Увы, к сожалению, все эти соображения и возможные несомненные плюсы относятся к области маниловщины. Всё упирается в одно ­ нет стратегического инвестора, готового вложить средства в строительство мурманского нефтеперерабатывающего заводика.

Но сверлит, сверлит мозг вопросик, почему бы не провести было переговоры с руководством «Роснефти» о строительстве НПЗ? Ведь эта компания сравнительно уже давно занимается у нас в Кольском заливе перевалкой нефти через плавучий терминал «Белокаменка»...

К сожалению, проект мурманского НПЗ остался только на бумаге. Возможно, Мурманскую область ожидают другие масштабные проекты ­ тот же упомянутый проект «Роснефти» по поставкам сжиженного природного газа.

Нам, обывателям, в сущности, безразлично, какой масштабный проект удастся реализовать ­ Штокман, нефть Приразломного, ПОЭЗ, МТУ, СПГ «Роснефти»... Лишь бы от этого была польза экономике и людям.

Комментарии

Размещается только после ознакомления сотрудником редакции.
-

Новости муниципалитетов

-

Последние комментарии

Медникова Светлана
29.08.24 10:27
Непонятно, курсирует ли автобус 32 от к/т Мурманск к тропе Беличий хвост? В вашем расписании не указано время, а указаны только несколько дней июля:11.07-19.07 ???
SeVFloT83
11.08.24 10:31
Для этой странички надо было бы выбрать другой цвет, а не чёрный, а то приветствие "Добро пожаловать" на таком фоне выглядит противоречиво.
Ira89
06.08.24 13:18
Да, жители города атомщиков удивили, придётся слова песни переписывать: "Потому что на 10 мальчишек, по статистике - девочка одна!"