Очередная блажь чиновников Минтранса России
В ноябре 2013 года в Санкт-Петербурге прошла II Международная конференция «Северный морской путь». С докладом «О правилах плавания по Северному морскому пути и необходимости совершенствования законодательства в этой сфере» на конференции выступил руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути» А.Н. Ольшевский.
В его докладе содержится конструктивная критика Правил плавания в акватории Северного морского пути, утверждённых приказом Минтранса России от 17.01.2013 № 7 (далее - Правил 2013).
Этот нормативный правовой акт, разработанный чиновниками Минтранса России, вступил в силу 30 апреля 2013 года.
Согласно Правил 2013 управление судоходством в акватории Северного морского пути, выдача разрешений на плавание по Севморпути, принятие решений о возможности плавания судов по конкретному маршруту и необходимости ледокольного и лоцманского обеспечения производится дистанционно, из Москвы, непосредственно из ФГКУ «Администрация Северного морского пути.
Абсурдность подобных методов управления судоходством на Севморпути не вызывает сомнений у профессионалов, чья деятельность связана с СМП.
С таким положением дел не согласен и руководитель Администрации Севморпути А. Ольшевский, который в своё время работал капитаном на атомном ледоколе. Он профессионал и знает, что такое Северный морской путь не понаслышке.
В своём докладе руководитель Администрации Севморпути обратил внимание на то обстоятельство, что Правила 2013 не предусматривают создания Штабов морских операций, которые должны непосредственно осуществлять важнейшие функции оперативного управления судоходством в акватории Северного морского пути.
Этот нормативный документ не содержит также чётких процедур взаимодействия Администрации Севморпути с операторами ледокольного флота, заявил А. Ольшевский.
До введения в действие Правил 2013 нормативно-правовое регулирование судоходства на трассах Севморпути осуществлялось на основании нормативных правовых актов, разработанных профессионалами и утверждённых соответствующими приказами Минморфлота СССР.
Это «Правила плавания по трассам Северного морского пути», «Правила ледокольно-лоцманской поводки судов по Северному морскому пути», «Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути» и т. д.
Администрация Северного морского пути находилась в Москве и выполняла в основном координационные функции.
Для непосредственного оперативного управления судоходством на трассах Севморпути организовывались специальные органы – Штабы морских операций.
Руководство проводкой судов в западном районе Арктики осуществлял Штаб морских операций запада, который находился в морском порту Диксон. В восточном районе Арктики оперативное управление судоходством осуществлял Штаб морских операций востока, который располагался в морском порту Певек.
В бухте Тикси организовывался Штаб морских и речных операций центрального подрайона прибрежного плавания, подчиняющийся Штабу морских операций востока.
Представляется, что если бы подобный Штаб морских и речных операций функционировал в арктическую навигацию 2013 года, то не был бы сорван северный завоз в северные регионы Якутии.
Согласно Правил плавания по трассам Северного морского пути, утверждённых приказом Минморфлота СССР от 14 сентября 1990 года (далее - Правила 1990) Штабы морских операций – это специальные навигационные службы, которые непосредственно осуществляли морские ледовые операции по Северному морскому пути.
Общая координация работы Штабов морских операций осуществлялась Администрацией Северного морского пути.
Суда, в период плавания по трассам Севморпути, находились под постоянным наблюдением Штабов морских операций, которые осуществляли непосредственное управление судоходством в акватории Севморпути.
Штабы морских операций производили также систематическое оповещение капитанов судов о фактической ледовой и гидрометеорологической обстановке на трассах Севморпути.
То есть, управление судоходством в акватории Севморпути, взаимодействие с операторами ледокольного флота Администрация Северного морского пути осуществляла через Штабы морских операций, которые находились в её оперативном подчинении.
До недавнего времени, на основании Соглашения между Росатомом и Росморречфлотом, Штаб морских операций функционировал в структуре оператора атомного ледокольного флота ФГУП «Атомфлот».
Прекращение действия Соглашения привело к ликвидации этого Штаба морских операций.
Критерии допуска судов на Севморпуть, установленные Правилами 2013, требуют серьёзного профессионального пересмотра, сказал в своём докладе А. Ольшевский.
Он заявил буквально следующее: «По нашему мнению некорректно на основании прогноза фоновых ледовых условий на район, охватывающий половину моря, принимать решение о возможности плавания судна по конкретному маршруту и необходимом для этого ледокольном обеспечении».
В летний период навигации 2013 года (июль – сентябрь) Администрация Севморпути ещё публиковала на своём официальном сайте типы ледовых условий («лёгкий», «средний», «тяжёлый»), но с октября такая публикация прекращена.
Решение о возможности плавания по Севморпути, о выборе конкретного маршрута плавания теперь должен принимать капитан судна самостоятельно, на основании анализа специализированной ледовой информации. Указанную информацию он должен добыть у соответствующих учреждений Росгидромета России.
Вызывает недоумение установленный Правилами 2013 порядок выдачи разрешений на плавание в акватории Северного морского пути (далее – Разрешение).
Заявление, копии судовых документов направляются судовладельцем, представителем судовладельца или капитаном судна на электронную почту Администрации Севморпути.
Администрация Севморпути рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и затем, на своём официальном сайте размещает Разрешение или Уведомление об отказе в выдаче Разрешения.
Единственное требование для выдачи Разрешения, установленное Правилами 2013: заявление должно содержать подтверждение судовладельца, что он обеспечит судно Правилами 2013 до захода в акваторию Северного морского пути.
Никаких обязательств от судовладельца, что он выполнит обязательные требования раздела VIII Правил 2013, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, до захода судна на Севморпуть, при выдаче Разрешения не требуется.
Но, в силу п.4 ст.5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути должна осуществляться только при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Можно предположить, что разработчики Правил 2013 невнимательно прочитали статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
ся процедура оформления Разрешения производится дистанционно, без каких-либо контрольных осмотров судов.
Получив таким образом Разрешение, капитан судна, следующего на Севморпуть, например из порта Киркинес, вряд ли будет выполнять обязательные требования раздела VIII Правил 2013, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Для судовладельца это дополнительные существенные финансовые затраты, а контрольные осмотры судов перед заходом на Севморпуть Правилами 2013 не предусмотрены.
Правда, если судно следует на Севморпуть из морских портов Мурманск или Архангельск, оно может быть проинспектировано представителем Службы капитана порта. Но если суда следуют в акваторию Севморпути из иностранных портов или из российского морского порта Хатанга, то их никто не контролирует.
Остаётся только гадать, выполнили ли эти суда обязательные требования раздела VIII «Требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов» Правил 2013 или нет.
В порту Хатанга морской государственной власти давно нет. Должность капитана порта там сократили по решению Совета трудового коллектива ещё в начале 2000-х годов.
Танкер «Нордвик», который вышел из порта Хатанга и в сентябре 2013 года получил пробоину в Карском море, тоже никто не инспектировал на предмет выполнения обязательных требований Правил 2013, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнений с судов.
В то же время капитан танкера имел Разрешение №80/1, выданное 21июня 2013 года Администрацией Севморпути.
До 2003 года Администрация Севморпути функционировала на правах отдела Департамента мореплавания Службы морского флота Минтранса России. Разрешение выдавалось только после контрольного осмотра судна, например в порту Мурманск, специальной комиссией.
Возглавлял комиссию представитель Администрации Севморпути. В состав комиссии входили также опытные ледовые капитаны из Мурманского морского пароходства и представитель Службы капитана порта Мурманск.
По результатам осмотра судна комиссией составлялся акт и принималось решение о возможности и условиях плавания судна на трассах Севморпути, с выдачей соответствующего разрешения.
В соответствии с требованием пункта 60 Правил 2013 судно, при плавании в акватории Севморпути должно иметь на борту настоящие Правила.
На сайте Администрации Севморпути размещены Правила 2013 только на русском языке.
Но разрешение на плавание в акватории Северного морского пути получают и суда под иностранным флагом.
Представляется, что вся информация для мореплавателей, Правила 2013 должны размещаться на официальном сайте Администрации Севморпути и на английском языке.
До вступления в силу Правил 2013 капитаны судов как под российским, так и под иностранным флагом имели возможность получить «Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути», издания УНиО МО РФ.
Адмиралтейский номер 4151 – на русском языке, адмиралтейский номер 4151В – на английском языке. Данное Руководство было разработано специалистами Администрации Севморпути и Гидрографического предприятия Минтранса России.
Руководство 4151 содержало все необходимые мореплавателям сведения для плавания в акватории Северного морского пути.
В пункте 60 Правил 2013 содержатся также требования о наличии на борту судна морских навигационных карт и пособий по всему маршруту следования в акватории Севморпути.
Вот только разработчики Правил 2013 не уточняют, какие именно морские карты необходимо иметь. Электронные или на бумажном носителе?
Обязательный, в силу ст.5.1 КТМ РФ, раздел Правил 2013 «Правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути» написан крайне некорректно и непрофессионально.
Чтобы восполнить этот пробел Администрация Севморпути разработала и разместила на своём сайте «Рекомендации по связи в акватории Северного морского пути 2013-2014 г.г.»
Обязательный, в силу ст.5.1 КТМ РФ, раздел Правил 2013 «Правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути» представляет собой обыкновенную «пустышку». О проводке судов по маршрутам в акватории Севморпути в этом разделе не сказано ничего!
Правила 1990 устанавливали пять видов проводок судов по трассам Севморпути. Это: проводка до определённого географического пункта по рекомендованным маршрутам, проводка по указанию с самолётов или вертолётов, лоцманская проводка, ледокольная проводка, ледокольно – лоцманская проводка.
В Правилах 2013 речь идёт только о ледокольной и о ледовой лоцманской проводке.
Причём, в п.7.4 Правил 1990 было сказано, что в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева и Санникова установлена обязательная ледокольно – лоцманская проводка для всех судов.
В Правилах 2013 об этом важном обстоятельстве даже не упоминается.
Обязательная ледокольно – лоцманская проводка для всех судов в упомянутых проливах была введена Постановлением Совета Министров СССР ещё в 1965 году.
Интересно, на каком законном основании чиновники Минтранса России отменили указанное Постановление Совета Министров СССР?
Ведь отменить Постановление Совмина СССР вправе только правительство Российской Федерации.
Право выдачи удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, ст.5.1 КТМ РФ предоставлено исключительно Администрации Севморпути.
Но Правилами 2013 не установлен порядок выдачи таких удостоверений.
Таким образом, Администрации Севморпути предоставлено недопустимое усмотрение в данном вопросе.
В силу ст.85 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации лоцманская проводка судов между морскими портами и в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI «Морские лоцманы».
Обязательный раздел Правил 2013 «Правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути» написан чиновниками из Минтранса России без учёта требований главы VI «Морские лоцманы» КТМ РФ.
То есть, разработчики Правил 2013 просто игнорировали в данном случае императивные нормы Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Непрофессионалы из Минтранса России выдали «на гора» очередной бездарный нормативный правовой акт.
Правила плавания в акватории Северного морского пути 2013 абсолютно никчёмный для профессионалов документ. Он не подлежит профессиональной корректуре и в него невозможно внести какие-либо квалифицированные правки. Кроме вреда от него нет никакой пользы.
По сути это некий реферат на тему «Северный морской путь», написанный студентом морского вуза, который явно не является отличником.
Можно предположить, что чиновники Минтранса России, которые разработали Правила 2013, забыли одно важное обстоятельство: все вопросы, связанные с Северным морским путём находятся на контроле у президента Российской Федерации.
Е.В. СЕЛЮКОВ, капитан дальнего плавания, Почётный работник морского флота, Ветеран труда.
Комментарии







Последние комментарии
Календарь





