Пётр Щедровицкий: «Главное – траектория предпочтений и способностей человека»
- Сегодня в сфере образовании одновременно развиваются два процесса – старый и новый. Мы видим, как привычная сфера распадается на две части, фактически – на две параллельные реальности. В первой - образовательный процесс сфокусирован на образовательном учреждении, и вся система разделения труда крутится вокруг него, - считает Пётр Георгиевич Щедровицкий, эксперт по управлению развитием, по инновационной деятельности и подготовке кадров; член Экспертного совета при правительстве РФ; советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; президент Института развития им. Г.П. Щедровицкого; член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». - Это всем известная форма: классно-урочная система, сетки часов, отбор преподавателей для конкретной школы или вуза, очные экзамены, определенный принцип зачисления. В школу, например, попадают все дети, живущие рядом с ней: если в районе 80%, китайцев или уроженцев Азии, то в классе соотношение будет таким же. Итак, в центре вот это конкретное образовательное учреждение – школа, колледж, ПТУ, вуз - и в течение N-го количества лет ребёнок или взрослых пребывает в нём и получает его диплом. Дальше, по гласному или негласному рейтингу вузов, человек попадает в некую матрицу оценки - работодатель внимательно смотрит на диплом.
Но есть другая система, которая сфокусирована на индивидуальных образовательных траекториях человека – и ребенка, и взрослого. У вас родился ребенок, и вы начинаете, прежде всего, определять, к чему он склонен. И вот на эту траекторию его склонностей нанизывается другая система – репетиторы, гувернёры, специализированные школы, тьюторы, детские психологи. Здесь другой центр притяжения - индивидуальная траектория конкретного ребенка, которой следует немалое число родителей. Но если сегодня в России, во всяком случае - родитель вынужден разрываться между обязательным образованием в школе и той программой, которую он формирует для ребенка сам, то уже очень скоро эта индивидуальная система может стать самодостаточной. Это новая возможность для каждого: не типовая программа в школе, через которую все, как через ситечко, должны просыпаться, а тех, кто не просыпался, либо отправляют в школу для отсталых детей, либо вообще перестают ими заниматься - и так, с точки зрения средних требований, все хорошо...
Комментарии







Последние комментарии





