Пётр Щедровицкий: «Образование в России - две параллельных реальности»
Сегодня в России существуют две модели образовательной системы – старая и новая.
- Привычная сфера распадается на две части, фактически – на две параллельные реальности, - считает Пётр Георгиевич Щедровицкий, эксперт по управлению развитием, по инновационной деятельности и подготовке кадров, член Экспертного совета при правительстве РФ. - В центре старой - образовательное учреждение, которое посещает человек, учась по типовым программам и получая диплом этого учреждения. Эта система, в силу самой логики своего функционирования, даёт типовую усредненную программу - отсекая и самых отстающих, и самых продвинутых. Новая же сфокусирована на специфических образовательных потребностях и возможностях конкретного человека – и ребенка, и взрослого: здесь в основе - индивидуальная траектория, способности и склонности, цели и задачи, выбор будущей профессии или сферы занятости. Составление индивидуальной образовательной программы и её реализация предполагает широкое использование так называемых активных методов обучения, учебных и развивающих игр, интерактивных учебников, творческих заданий, а дальше - проектной работы, тренингов коммуникации и групповой командной работы. Но главное – эта программа опирается на мотивацию и самоопределение учащегося. Научить того, кто не хочет учиться, как мы понимаем, практически невозможно. И здесь же ключевой дефект старой системы: в силу её усредненности, она де-мотивирует участников процесса – и зачастую уже в начальной школе.
Переход к новой системе породил массу проблем в обществе, так как работа в ней должна быть выстроена принципиально иначе, чем в традиционной системе, сфокусированной на образовательном учреждении и технологиях массового обучения. Весь контент, который раньше преподносился, прежде всего, в виде аудиторных занятий, сегодня необходимо переработать в новые форматы: визуализировать, перевести в электронный вид, разработать определенные сценарии движения учащегося в пространстве учебного содержания, дополнить проверочными тестами и упражнениями, играми и тренажерами. Я, например, сейчас еще продолжаю читать лекции вербально, но они уже сопровождаются большим набором презентаций, и содержание презентаций отличается от содержания текста - это своего рода переходный продукт. Следующий шаг: разработка пакета учебных задач и кейсов для активного освоения содержания».