Аналитика (18+)22.01.14 11:57

Тайные войны за севера

На прошлой неделе состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по координации деятельности по контролю за реализацией стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. В ходе заседания участники обсудили исполнение плана мероприятий по реализации стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, проект доклада президенту РФ о ходе и результатах реализации стратегии, а также план работы экспертной группы на 2014 год.

С вопросами о месте Мурманской области в Арктической зоне, о решении «проблем северов», чего ждать от нового пенсионного закона жителям региона, мы обратились к Игорю Чернышенко - члену Совета Федерации РФ.

- Игорь Константинович, вот уже полгода как вы сенатор. Есть повод подвести своего рода промежуточные итоги вашей деятельности в верхней палате российского парламента. Ваш конёк «проблемы северов». Сумели ли вы его оседлать в Совете Федерации?

- В Совете Федерации я вошёл в комитет по региональной политике, федеративному устройству и делам Севера. Так получилось, что аксакалы, которые хорошо знали северные проблемы, из комитета ушли. Поэтому, приступив к работе в июне 2013 года, я сразу получил весь объём проблем - это коренные малочисленные народы, северные пенсии, проблемы районирования, финансовой обеспеченности северов.

Для меня это было важно и в чём-то выгодно. Мы в этот период добивались включения всей Мурманской области в Арктическую зону. Напомню, в июне прошлого года в первоначальном варианте документа по Арктической зоне в её состав входили только территории, прилегающие к побережью Северного Ледовитого океана. Наш регион в этом варианте выглядел как бублик с дыркой: побережье в зоне, а центральная часть Кольского полуострова - нет. Тогда выступил с заявлением на заседании Совета Федерации, потом губернатор Марина Ковтун написала на имя президента страны письмо. Мы привлеки к обоснованию Арктической зоны учёных, меня поддержала Валентина Матвиенко, которая отметила, что надо более внимательно изучить ситуацию. Госпрограмма по развитию Арктической зоны, которая сейчас разрабатывается в правительстве РФ, должна скоро быть принята. В ней предусмотрено полное включение Мурманской области в Арктическую зону РФ.

- Что мы в итоге приобретаем или, как минимум, не теряем, получая этот статус?

- Сегодня ещё рано говорить о том, что приобретаем, а что теряем. В потенциале те меры, которые заложены в стратегии развития Арктики и которые президент утвердил в феврале 2013 года, предполагают социально- экономическую поддержку и предприятий, и людей, работающих в зоне Арктики. Это аналог действующего в настоящее время закона о госгарантиях и компенсациях северянам, по которому мы получаем повышенные зарплаты, оплачиваемый проезд в отпуск и т.д. В новой стратегии написано, что для Арктики должны быть разработаны отдельные меры поддержки, прежде всего, предприятий, потому что на них распространяется эффект «северного удорожания». Сегодня представители малого, среднего и крупного бизнеса говорят о том, что северные льготы и компенсации, которые мы получаем, тяжелы для экономики. Наши предприятия и компании неконкурентоспособные. Разработчики стратегии заложили в неё идею о том, что предприятия, расположенные в Арктической зоне РФ, должны иметь дополнительные меры господдержки. Это какие-то преференции по налогам, по таможенным вопросам, льготные ставки по кредитам, целый комплекс мер, который сегодня ещё не разработан, к сожалению. В Арктику мы войдём, программа есть, но нет закона, в котором было бы прописано, чем и как будут жителей и бизнес Арктики поддерживать.

Сейчас в такой же ситуации находится и Дальний Восток. Владимир Путин в последнем послании сказал, что Дальний Восток надо обязательно поддерживать, а экономические меры поддержки надо доработать до конца. Мы надеемся, что после этого законодательный мостик перекинется и в нашу сторону.

- А для кого готовится этот закон: для крупных предприятий региона, для малого и среднего бизнеса?

- У нас бюджетообразующие предприятия, в основном, сырьевые. Для них проблемы северного удорожания тоже актуальны. Но они дополнительные затраты включают в цену продукции, поэтому по Арктической зоне больше речь идёт о поддержке малого и среднего бизнеса, работающего в условиях Крайнего Севера. Особенно о новом бизнесе, который пытается прийти в наш регион. Когда инвесторы начинают просчитывать затраты, транспортную логистику, тарифы естественных монополий, в том числе и на топливо, они не испытывают восторга. Инвестиционная привлекательность Мурманской области, то, о чем сейчас говорят и президент, и губернатор, будет зависеть от того, сможет ли государство создать благоприятные условия для предприятий, которые должны войти в Дальневосточную зону или Арктическую. Для этого нужен закон. Несколько его вариантов уже были представлены в Государственную Думу и Совет Федерации, но пока правительство РФ их заморозило, считает, что у страны нет возможностей их обеспечения. Однако предприятия, работающие сегодня в Мурманской области, могут надеяться на то, что при принятии закона заработают механизмы их поддержки при условии, что это будет закон об Арктической зоне, и при условии, что Мурманская область всё-таки окончательно сохранится полностью в составе Арктического региона. Сегодня предпосылки и к тому, и к другому очень высоки.

- А, может, заставить крупные компании, работающие в нашем регионе, зарегистрироваться в Мурманской области - в бюджет пошли бы дополнительные налоги, и нам уже стало бы легче жить?

- Нельзя говорить о том, что крупные предприятия не зарегистрированы у нас. Хотя все эти компании встроены в большие корпорации, например, «Норильский никель», «ФосАгро», «Росатом», «ЕвроХим», но значительную часть налогов они всё равно оставляют в нашей области: НДФЛ - налоги на доходы физических лиц, налог на имущество. Такие консолидированные группы налогоплательщиков создают определенные трудности при формировании региональных бюджетов, но не так это страшно, как об этом иногда говорят люди несведущие.

Например, на последнем заседании правительства Мурманской области прозвучало, что мы по всем видам налогов превысили уровень пошлого года. Это говорит о том, что финансово-экономическая ситуация в регионе относительно нормальная. Относительно, потому что денег всегда не хватает - дефицит большой, кредитные займы берутся, но есть регионы, где задолженность перед банками или Минфином России составляет несколько консолидированных бюджетов. У нас в этом плане ситуация стабильная, и есть неплохая перспектива для развития.

- Давайте обсудим вопрос преференций. Например, Кандалакшский алюминиевый завод получает электроэнергию по льготной цене, а какой-нибудь бизнесмен средней руки, не говоря уже о простых гражданах, - нет. Почему действует политика двойных стандартов? Мы все сидим, образно выражаясь, рядом с реактором. Сравнивая себя с жителями Северной Финляндии, удивляемся, почему не сделать, как у наших соседей, хотя бы электроэнергию более дешевой в Мурманской области. Вот тебе и благоприятный инвестиционный климат…

- Это один из механизмов, который было бы неплохо реализовать и в Мурманской области. Но, во-первых, сейчас существует идея, которую, кстати, губернатор Марина Ковтун активно прорабатывает, - это максимальный перевод наших мазутных котельных на электроэнергию. На совещании в Министерстве экономики и энергетики, в котором я принимал участие, просчитывалась такая возможность. Наш регион действительно имеет избыточный энергоресурс - это и мощности Кольской атомной станции, и ГЭС. Сейчас вопрос состоит в том, какой тариф будет у тепла, получаемого на электрокотельных. Но это идея на перспективу. Если мы её реализуем, то тогда можно будет уйти от теплотрасс, от завоза мазута, решить экологические проблемы, можно сделать нашу область образцово-показательной. Но тут надо чётко понимать, готово ли государство, готовы ли генерирующие поставщики продавать электричество по доступным ценам для населения. Сейчас ищут такую формулу, которая позволит в масштабах области произвести эксперимент по переводу мазутных котельных на электричество.

- Новая пенсионная реформа была принята на Совете Федерации. Как в новом законе учитываются особенности начисления пенсий нашим землякам?

- Как я помню, это третья пенсионная реформа за последние 12 лет. К сожалению, сегодня каждый третий житель Мурманской области пенсионер - это 250 тысяч человек. Для нас, для северян, главное понимать, что для нынешних работающих и неработающих пенсионеров ничего в худшую сторону не изменится. Их пенсия не уменьшится, и переход на новую, более сложную формулу расчёта их не коснётся. Это коснётся тех, кто будет уходить на заслуженный отдых как минимум через три года, а полностью переход произойдёт только к 2025 году. Была идея, как вы знаете, отказаться от выплаты пенсии работающим гражданам, к счастью, удалось от неё отказаться. Была также попытка увеличить возрастной ценз. От этого пока также отказались. Впрямую возраст не повышается, хотя заложен механизм, который стимулирует человека больше работать. Если он пойдёт на пенсию позже, то формула расчёта пенсии будет с повышающим коэффициентом. Много было обсуждений вокруг пенсий для работающих пенсионеров. Например, сегодня человек продолжает работать, предприятие перечисляет взносы в Пенсионный фонд, а пенсия ежегодного пересматривается: не только по уровню инфляции индексируется, но и с учётом его отчислений пенсионный капитал увеличивается. Были попытки эту норму упразднить, но удалось отбить «поправку». Сегодня пенсия у работающих пенсионеров по-прежнему будет ежегодно расти. Но самое главное в идеологии пенсионной реформы - это научить людей думать о своей пенсии заранее, стремиться максимально чисто получать зарплату. Всё зависит от того, как тебе платит работодатель - в «белую» или в «серую». И нужно готовиться к тому, что необходимый для получения пенсии минимальный стаж увеличится с 5 нынешних лет до 15.

Что сегодня до конца непонятно - будет ли действовать механизм повышения пенсий для северян. В этот раз нам не удалось этого добиться. Поэтому мы к этой поправке вернемся. Кстати, в Госдуме Мурманская область единственная внесла правки по пенсионному законопроекту. Я был приятно удивлен, я эти поправки защищал. Кроме нас ни один субъект Федерации не вышел с предложениями и замечаниями по северным пенсиям.

Комментарии

Размещается только после ознакомления сотрудником редакции.
№ 129.04.15 22:19 - Александр ИвановичКак можно с вами поделиться некоторыми мыслями к пенсионной реформе?!
***
Звоните в редакцию по телефону 70-13-70 или напишите сообщение на электронную почту: news@arctic-tv.ru
-

Новости муниципалитетов

-

Последние комментарии

Константин Петрович
15.07.24 14:10
Что-то никак не меняется тренд убыли населения в нашей области. Нас всё меньше и меньше, а когда-то, в "плохие" времена СССР, в Мурманской области жили более миллиона человек!
Давид Осипович
28.06.24 14:39
Если Север - Судьба, то и на пенсии тут жить!!! А так это типа "#насевережить" пока на должности... Давайте называть вещи своими именами...
Антон
26.06.24 21:51
Так держать
-

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс
123456789101112131415161718192021222324252627282930311234
-Скоро в эфире01:00Городские хроники (6+)01:30Новости. Информационная программа. (12+)01:55«Банкиры». Художественный фильм (16+)
-

Наш регион-51