Аналитика25.12.18 09:30

Интенсивное развитие или пробуксовка?

Итоги реализации нефтегазовых проектов в Арктической зоне в 2018 г. вызывают неоднозначную оценку

Мероприятия VII Мурманской международной деловой недели прошли с 12 по 16 ноября не только в столице Кольского Заполярья – Мурманске, – но и в городах Кола, Мончегорск, Кировск, Полярные Зори, посёлке городского типа Никель. Их участниками стали около 3 тысяч человек из 11 регионов России, а также из 12 зарубежных стран: Беларуси, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии, Южной Кореи, Китая, Италии, Казахстана, ЮАР, Швейцарии, Канады. Как и прежде, главная тема пленарного заседания «Арктическим курсом» – развитие Арктической зоны РФ в целом и Мурманской области в частности.

Среди мероприятий деловой недели появилось новое – международная сессия «Сотрудничество в Арктике», которая организована совместно с МИДом Российской Федерации. Вместе с представителями РФ их коллеги из Норвегии, Швеции и Финляндии обсудили вопросы взаимодействия и расширения международного сотрудничества. В сессии приняли участие не только главы регионов соседних северных стран, но и представители Исландии и Южной Кореи.

Традиционной площадкой общения представителей бизнеса, энергетической отрасли, органов власти, российских и зарубежных инвесторов стала специализированная выставка-конференция «СевТЭК-2018».

В рамках деловой недели было подписано соглашение между правительством Мурманской области и ПАО «Энел Россия» о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта на сумму 273 млн евро по строительству в Кольском районе ветропарка мощностью 201 МВт.

Одним из центральных событий также стала конференция «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом».

Осенью считают не только цыплят

Время для проведения конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом» выбрано отнюдь не случайно. Близится к завершению год, и можно подвести предварительные итоги выполненных работ, наметить перспективы на следующий год. О важности этой конференции говорит и тот факт, что она традиционно открывает мероприятия Мурманской международной деловой недели. Ведь именно с нефтегазовыми, шельфовыми проектами связаны перспективы развития региона. Это подчеркнул и первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин. «Мы понимаем роль и место региона в открывающихся перспективах. В Мурманской области предусмотрено формирование технологического кластера обеспечения добычи и переработки углеводородов в Арктической зоне РФ. И уже сегодня реализуется ряд инвестиционных проектов по созданию производств, которые станут якорными в рамках формируемого кластера. Общими усилиями шаг за шагом мы будем осваивать арктический шельф и развивать наш регион», – отметил А. Тюкавин.

Он обратил внимание на такой важный проект, как создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Его реализует компания «НОВАТЭКМурманск». Ещё одним серьёзным проектом, имеющим огромное значение для импортозамещения в интересах освоения арктического шельфа, является создание компанией ООО «РусГазШельф» производственной площадки на западном берегу Кольского залива, в районе посёлка Абрам-Мыс. Это предприятие будет производить «под ключ» подводные добычные комплексы, которые ранее закупались за рубежом. В частности, данная компания планирует выпускать оборудование для подводного обустройства морского технологического комплекса на Киринском газовом месторождении, разрабатываемом ПАО «Газпром».

С особым интересом было воспринято выступление генерального директора ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Дмитрия Агеева, который рассказал о ходе реализации проекта «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений». Оно и понятно. Впервые за постсоветский период в Мурманской области реализуется столь масштабный проект, имеющий огромное значение не только для Северо-Западного региона, но и для всей России. Инвестиции в него составят около 120 млрд рублей. На заводе будет трудоустроено 15 тысяч человек, солидные поступления получит региональный бюджет. ЦСКМС позволит развивать кадровый потенциал области, увеличить конкурентоспособность предприятий региона в масштабах России.

В Мурманске предполагается построить три завода СПГ на основаниях гравитационного типа для проекта «Арктик СПГ – 2» общей мощностью 18,3 млн тонн в год. Этот проект станет использовать ресурсную базу полуострова Гыдан. В частности, запасы месторождения «Утреннее» составляют 1,29 трлн куб. метров  газа.

В ноябре на строящемся ЦСКМС была пущена в эксплуатацию электроподстанция на 150 кВ, которая будет обеспечивать объект электроэнергией. Её сооружением занималась компания ООО «Квадро-Электрик» из Санкт-Петербурга. Для этих целей проложили две линии электропередачи протяжённостью 18 и 55 км.

Выполнен огромный объём земляных и буровзрывных работ, к осуществлению которых привлекли 165 единиц техники. Разработано 5,3 млн куб метров нескальных и 3,4 млн куб. метров  скальных грунтов, пробурено 322,5 км скважин для взрывных работ.

К весне 2019 г. будет завершено строительство арматурного цеха и бетонного завода с четырьмя бетоносмесительными установками. К июлю введут в строй первый из двух сухих доков циклопических размеров – длина 415, ширина 175 и высота стенок 20,2 метра. Его строительство ведёт АО «Теплохиммонтаж».

Летом начнётся закладка основания гравитационного типа массой 420 тысяч тонн. Его размеры – длина – 300 метров, ширина – 152 метра и высота – 30 метров. На этом основании разместится завод СПГ, состоящий из 15 модулей общим весом 142 тысячи тонн. Вес каждого модуля – от 5 до 12 тысяч тонн, длина – от 40 до 66 метров, ширина – от 30 до 40 метров и высота – от 18 до 40 метров.

В июле 2019 г. планируется ввод в строй двух причалов. Строительство сухого дока № 2 намечается завершить в 2020 г., а первый завод СПГ должен быть сдан заказчику в 2022 г.

Впечатлил участников конференции и слайд с изображением гигантского цеха изготовления модулей верхних строений. При длине 350 метров, ширине 280 метров он будет иметь высоту 88 метров.

Не забыты и жители села Белокаменки и сельского поселения Междуречье. В рамках Мурманской международной деловой недели было подписано соглашение о сотрудничестве Кольского района и ООО «НОВАТЭК-Мурманск» на сумму 5,57 млн рублей. Эти средства пойдут на развитие упомянутых населённых пунктов.

На вопрос члена Совета Федерации от Мурманской области Игоря Чернышенко о том, как будут решаться проблемы обеспечения нового предприятия кадрами, последовал незамедлительный ответ: часть работников завезут подрядные организации, будут привлечены иностранные специалисты, не забудут и местные трудовые ресурсы. Руководство ООО «НОВАТЭК-Мурманск» тесно сотрудничает с учебными заведениями региона. Так, в рамках конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом» была организована «Биржа контактов подрядчиков инвестиционных проектов. Кадры для подрядчиков». В её работе приняли участие генеральные подрядчики сооружения ЦСКМС, заинтересованные промышленные предприятия, Мурманский индустриальный колледж, Строительный колледж имени Н.Е. Момота, университеты региона.

К слову, в августе Ассоциация подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф» провела второй День подрядчика этого инвестиционного проекта. В нём приняли участие ООО «Нова», АО «Дорстроймеханизация», АО «Теплохиммонтаж», ООО «Квадро Электрик», ООО «Ренейссанс Хэви Индастрис», ООО «Велесстрой». Кроме местных компаний, заинтересованных в получении подрядов, к мероприятию проявило интерес объединение предпринимателей Северной Норвегии «Kirkenes Naeringshage AS» из города Киркенеса.

Итоги бурового сезона

Алексей Фадеев, руководитель программ по продвижению шельфовых проектов ООО «Газпромнефть-Сахалин», рассказал о работе компании на шельфе Охотского моря. Он отметил, что полученный в данной акватории опыт, технологические решения найдут применение и на арктическом шельфе. Ведь у «Газпром нефти» имеется несколько лицензионных участков (ЛУ) в северных морях: Долгинское нефтяное месторождение и Северо-Западный ЛУ в Печорском море, Хейсовский ЛУ в Баренцевом море, Северо-Врангелевский ЛУ в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, а также Аяшский ЛУ в Охотском море.

На Аяшском участке в 2017 г. с использованием полупогружной буровой установки HAKURYU-5 было открыто месторождение Нептун с геологическими запасами нефти более 415 млн тонн. В 2018 г. с применением полупогружной буровой  платформы шестого поколения была построена ещё одна разведочная скважина уже на Баутинской структуре, входящей в тот же лицензионный участок, – «Баутинская-1». В середине июня ППБУ была доставлена на точку бурения и установлена с использованием удержания якорного типа. Бурение проводилось с середины июня по начало сентября. Месяц, почти до конца октября, осуществлялось испытание скважины, а ноябрь ушёл на ликвидацию скважины и демобилизацию ППБУ. По итогам анализа данных, полученных в ходе испытания скважины на Баутинской площади, стало ясно, что открыто месторождение нефти с запасами свыше 137 млн тонн. Оно получило название «Тритон». 

Говоря об освоении арктического шельфа, нельзя не остановиться на деятельности ООО «Газпром флот», которому в следующем году исполнится 25 лет. Эта компания имеет самый большой в России парк буровых платформ: СПБУ «Полярная звезда», «Северное сияние», «Арктическая» и «Амазон». В 2018 г. Её буровые установки – «Арктическая» и «Амазон» – выполнили бурение на арктическом шельфе.

К пробуренным с 1994 г. 58 разведочным скважинам на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря в этом году прибавилось ещё две.

Нынешний год для СПБУ «Амазон» завершился строительством разведочной скважины № ПО-1 на Северо-Обском лицензионном участке по заказу компании «НОВАТЭК». Природный газ этого месторождения, ресурсы которого оцениваются более чем в 1 трлн куб метров газа и почти 150 млн тонн нефти, будет востребован в рамках проекта «Арктик СПГ-3». Эта разведочная скважина стала 23-й на арктическом шельфе.

В свою очередь, СПБУ «Арктическая» работала в Карское море на месторождении Нярмейское по заказу ООО «Газпром-геологоразведка». В середине ноября она вернулась в Кольский залив после труднейшего бурового сезона, который начался на месяц позже намеченного срока из-за сложной ледовой обстановки в Карских воротах и невозможности её буксировки на точку бурения. Тем не менее с поставленной задачей буровики справились успешно.

К этому перечню нельзя не приплюсовать разведочные скважины, пробуренные установками шестого поколения – «Полярная звезда» и «Северное сияние» – в Охотском море, на Южно-Киринском месторождении. Готовя это месторождение к промышленной эксплуатации, две ППБУ построили четыре скважины (по две каждая) глубиной от 2700 до 2800 метров.

Ещё одну разведочную скважину на Русановском месторождении в Карском море по заказу ООО «Газпром-геологоразведка» построила китайская полупогружная буровая установка «Nanhai VIII».

Работала на шельфе, правда на вьетнамском, и СПБУ «Мурманская», оставшаяся без заказов в Арктике. Такая ситуация вызывает не просто удивление, а недоумение. Ведь «Роснефть» и «Газпром» просят о переносе сроков выполнения разведочного бурения на своих лицензионных участках, ссылаясь на невозможность из-за санкций привлечь к бурению иностранные установки. А тем временем отечественная СПБУ работает на «Вьетсовпетро» на шельфе Юго-Восточной Азии.

Ещё в 2016 г. Роснедра разрешили «Роснефти» и «Газпрому» перенести сроки геологоразведки и начала добычи на 31 участке (на 19 и 12 соответственно) на шельфах арктических, дальневосточных и южных морей. В этот перечень входят девять участков в Печорском море, где СПБУ «Мурманская» в прежние годы трудилась наиболее активно. И если «Газпром» может использовать имеющиеся у неё самоподъёмные и полупогружные буровые установки, то нежелание «Роснефти», не имеющей морских БУ, воспользоваться СПБУ «Мурманская» понять сложно.

В целом с использованием буровых установок ФГУП «Арктикморнефтегазразведка», по словам заместителя генерального директора этой компании Александра Баруева, за 25 лет на арктическом шельфе начато строительство 59 скважин (из них 46 закончено). В результате открыта новая сырьевая база, включающая 15 уникальных и крупных месторождений углеводородного сырья (пять в Баренцевом море, шесть в Печорском и четыре в Карском).

Оставшись без работы на арктическом шельфе, СПБУ «Мурманская» пробурила на шельфе Вьетнама для СП «Вьетсовпетро» 21 поисково-разведочную скважину, добившись скорости проходки 2464 метров в месяц. Всего за девять лет, с 2009-го по 2018 г., с использованием данной СПБУ пробурено 77879 метров. В октябре 2018 г. она завершила бурение скважины на блоке 12/11, а в апреле – мае 2019 г. вновь приступит к работе.

Нельзя не вспомнить и о буровом судне «Валентин Шашин», которое может бурить скважины при глубине воды до 1715 метров. Именно ему принадлежит слава первооткрывателя уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения. Его огромными достоинствами являются мобильность и высокий ледовый класс корпуса. Его не нужно буксировать в точку бурения, привлекая для этого буксиры и ледоколы.

За 12 лет на арктическом шельфе с помощью этого судна построено 14 скважин в Баренцевом море и одна скважина в Карском общей протяжённостью  43919 метров, в том числе четыре скважины – на Штокмане. За период работы на иностранные компании было также построено 15 скважин. Но в Арктике оно оказалось невостребованным и сейчас используется как склад и судно снабжения.

Получается, что в общей сложности страна недополучила десятки скважин, не обеспечив работой на арктическом шельфе СПБУ «Мурманская» и буровое судно «Валентин Шашин».

Санкции сотрудничеству не помеха

Традиционно в конференции приняли участие представители генерального консульства Королевства Норвегия и деловых кругов этой страны. К сожалению, в условиях санкций в последние три года в мероприятии не участвуют представители компании «Statoil», которая теперь носит название «Equinor».

На конференции выступил генеральный консул Норвегии в Мурманске Эрик Сведал. Он акцентировал внимание на необходимости обеспечения высокого уровня трудовой занятости, повышения деловой активности в топливно-энергетическом комплексе, обеспечения возможности доступа к новым перспективным месторождениям, а также стабильных и предсказуемых условий для их разработки.

Норвежская нефтегазовая промышленность не только является крупнейшей отраслью этой страны, но и оказывает мультипликативный эффект на развитие смежных секторов, обеспечивая стабильный рост доходов государственного бюджета. Действующий налоговый режим и прямое финансовое участие государства способствуют тому, что значительная часть сверхдоходов от нефтегазовой промышленности становится общим достоянием. Показательны цифры, которые привёл Эрик Сведал: в 2017 г. доходы от нефти и газа пополнили государственный фонд на 168 млрд крон, или 30 тысяч крон на душу населения (240 тысяч рублей). Отрасль обеспечивает работой 7% населения страны, или 200 тысяч человек.

Около половины углеводородов в Норвегии добыто на континентальном шельфе. Оценка оставшихся запасов, по словам Эрика Сведала, показывает, что 44% из них расположены на действующих месторождениях, чуть больше 9% – на перспективных участках, а доля неразведанных запасов достигает 47%.

После падения цен на нефть в 2014 г. в Норвегии были предприняты меры по повышению эффективности и снижению затрат. В частности, уменьшились инвестиции в новые проекты, в бурение разведочных и эксплуатационных скважин.

Вместе с тем, такая экономия позволила обеспечить конкурентоспособность норвежских углеводородов на мировом рынке, несмотря на то, что добывать нефть и газ приходится в непростых условиях.

Крупномасштабным норвежским проектом является разработка месторождения Johan Castberg в Баренцевом море с запасами нефти 558 млн баррелей. Оно расположено на глубине моря 400 метров. Его разработка будет вестись с помощью плавучей установки судового типа с подводной производственной системой. Погрузка извлеченного из недр сырья будет осуществляться на танкеры-челноки.

Работы на месторождении должны стартовать в конце 2022 г. Проект будет рентабелен даже при цене нефти менее 31 доллара за баррель. У нас же почему-то некоторые эксперты говорят, что добыча нефти на шельфе нерентабельна при ценах на нефть ниже 80–100 долларов за баррель.

Эрик Сведал напомнил, что в 2016 г.  между Россией и Норвегией был подписан договор об обмене сейсморазведочными данными, особенно по акватории бывшей «серой зоны», являвшейся до 2010 г. предметом спора двух стран. А 25 октября 2018 г. в Осло в рамках деловой программы 18-й сессии Межправительственной Российско-Норвежской Комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин и министр нефти и энергетики Норвегии Хель-Бурге Фрайберг подписали соглашение о сборе сейсмических данных по лимитированной линии. Это позволит покрыть сейсмическими исследованиями приграничные акватории шириной до 10 км, выявить потенциальные месторождения нефти и газа вдоль линии разграничения.

Норвегия добилась значительных успехов в развитии добычной техники для работы на шельфе. К примеру, здесь созданы дистанционно управляемые с берега необитаемые морские платформы. Недалеко от Бергена в 2017 г. был открыт первый такой центр для управления платформой «Valemon». Эрик Сведал выразил надежду, что компетенции норвежских поставщиков будут востребованы и при реализации проекта компании «НОВАТЭК» по строительству ЦСКМС.

О технологиях для арктического шельфа говорил в своём выступлении и Владимир Ряшин, региональный менеджер ассоциации «Norwegian Energy Partners», в которую входят более 250 компаний-поставщиков нефтегазовых проектов. Эта ассоциация появилась после слияния «INSTOK» и «INTROW». При поддержке Министерства нефти и энергетики и Министерства торговли и промышленности Норвегии она в течение трёх лет реализовывала проект «Решения для Арктики и холодного климата». Его цель – проектирование и строительство платформ и судов для освоения шельфа, береговых сооружений и терминалов, оборудования, предотвращающего выбросы и защищающего окружающую среду и т. д.

Без атомных ледоколов не обойтись

Андрей Макаров, руководитель проекта по развитию грузоперевозок в Енисейском бассейне ФГУП «Атомфлот», остановился на роли атомного ледокольного флота в освоении Арктики. Сегодня обеспечением ледокольной проводки судов в акватории Севморпути занимаются ледоколы «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Интенсивность их работы составляет 36 ледоколомесяцев в год. В рамках проекта «Ямал СПГ» между ФГУП «Атомфлот» и «НОВАТЭКом» заключён договор о проводках судов до 2040 г. С 9 декабря 2013 г. открыта круглогодичная навигация из порта Сабетта.

С декабря 2013-го по декабрь 2017 г. атомными ледоколами выполнено в общей сложности 627 проводок судов из порта и в порт Сабетта. В том числе в 2015–2017 гг. обеспечена проводка 34 судов с модулями для завода СПГ, а 8 декабря 2017 г. – первая отгрузка СПГ на газовоз «Кристоф де Маржери». Только с ноября 2017-го по сентябрь 2018 г. при участии атомных ледоколов и портового флота выполнено по договорам с «Ямал СПГ» 80 проводок судов со снабжением, выведено 70 танкеров СПГ, 21 танкер с газоконденсатом.

Для работы в порту Сабетта «Атомфлот» построил и эксплуатирует буксиры «Пур» и «Тамбей», ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым», строится портовый ледокол «Обь».

Атомный ледокольный флот обеспечивает также вывоз нефти Новопортовского месторождения, объёмы которой в период 2020–2023 гг. составят 8,6 млн тонн в год, и продукции ГМК «Норильский Никель». В планах – сопровождение вывоза угля с полуострова Таймыр.

В настоящее время в зимних условиях проводка судов-газовозов по СМП невозможна и они идут в страны АТР через Суэцкий канал. Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути, необходимо построить кроме атомных ледоколов проекта 22220 ЛК-60 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» ещё два таких же ледокола. Кроме того, три ледокола 10150 «Лидер» и четыре ледокола «Aker ARC» СПГ ЛК-40.

Михаил Григорьев, директор ООО «Гекон», обратил внимание на необходимость создания перевалочного комплекса для СПГ в Ура-Губе с использованием двух танкеров-накопителей. Пока же он не создан, вероятнее всего, перевалка СПГ будет осуществляться с судов-газовозов усиленного ледового класса на суда-газовозы на рейде Киркенеса или Хоннингсвога.

Предстоит уделить серьёзное внимание развитию портов Кольского полуострова (Мурманск, Лиинахамари, Ура-Губа, Териберка) с учётом реализации до 2030 г.

18 проектов, из которых семь связаны с вывозом руды и угля и 11 – с углеводородным сырьём. В том числе 10 логистических схем затронут Мурманский порт.

Конечно, реализация дорогостоящих арктических проектов потребует колоссальных средств. Но именно Арктика с её несметными богатствами обеспечит будущее развитие России.

От слов к делу

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 утверждена государственная программа «Социальноэкономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», включающая три основных направления:

• формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования;

• развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике;

• создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны.

На реализацию этой госпрограммы в 2018–2025 гг. планировалось выделить 190,45 млрд рублей. Правда, из них 120 млрд – на нужды Министерства обороны. В новой редакции программы, разработанной Минэкономразвития и принятой в феврале 2017 г., запланировано выделение 210 млрд рублей.

Часть проектов правительство намерено отдать на откуп бизнесу. Так, планируется, что строительство атомного ледокола «Лидер» стоимостью 80–90 млрд рублей будут финансировать «Совкомфлот» и ФГУП «Атомфлот».

Что касается создания оборудования и технологий для НГК, то тут ответственным исполнителем является Минпромторг. Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию данной программы в 2021–2025 гг. определён в размере 23,7 млрд рублей.

К сожалению, сегодня сложно сказать, как реализуется это направление госпрограммы. Единственное, что в ней однозначно определено на 2018 г., – это начало проектирования и строительства ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» ледового класса Arc 8. Предусмотрено финансирование данного проекта за счёт федерального бюджета: 363 млн рублей в 2018 г., 4325,6 млн в 2019-м и 2278 млн в 2020-м. Строительством платформы займутся Адмиралтейские верфи.

Ещё несколько лет назад заявлялось, что к 2030 г. в России будет 30 морских буровых платформ, которые станут реализовывать около 100 проектов по разведочному и эксплуатационному бурению. Но пока их число напрактике не растёт– плавучих платформ по-прежнему всего семь с учётом уже упоминавшихся СПБУ «Мурманская» и бурового судна «Валентин Шашин», которые не ведут работы в Арктике. Плюс к этому имеются восемь стационарных буровых платформ. Итого 15. Для сравнения, в Азиатско-Тихоокеанском регионе работает 91 платформа, на Ближнем Востоке – 46, а во всём мире – 2251. С июля 2017-го всего за один год количество буровых установок возросло на 141 единицу. А в ближайшем будущем планируется построить ещё 130. Но, к сожалению, не у нас.

* * *

Мурманская область, где, по словам губернатора Марины Ковтун, реализуются 140 проектов стоимостью почти 950 млрд рублей, где базируются компании, работающие на арктическом шельфе, не может не интересоваться ходом реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ».

В рамках VII Мурманской международной деловой недели состоялось заседание рабочей группы «Развитие промышленности и технологий» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Его провёл заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных. Это уже второе такое заседание, прошедшее в регионе. В его ходе А. Беспрозванных напомнил, что сейчас в рамках госпрограммы «Арктика» разрабатываются 75 проектов. Однако первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин отметил, что «ни один из регионов Арктической зоны не удовлетворён этой программой».

Юрий БАНЬКО.

(ЗАТО г.Североморск)

 

«Нефть России» 11-12 / 2018.

Комментарии

Размещается только после ознакомления сотрудником редакции.
-

Новости муниципалитетов

-

Последние комментарии

Д.О. Вернер
18.01.19 09:34
Вы ещё "придумайте" праздник "Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Ну, придумали это в 2016 году, но ведь это не так! Сугробы получаются от того, что снег вовремя не вывозят! А ведь Библиот
Нина
17.01.19 19:57
журналюг, блогеров стало столько же, как б******й на Свердлова, поэтому к ним и отношение такое - продажные! * - купюры внесены редакцией.
Иван
17.01.19 19:13
Здравствуйте, у меня в квартире сильная влажность, плачут окна в мороз, мокрые стены по углам пошла плесень плюс холодно. Квартира на 5 этаже на верху техэтаж который утеплён 100 миллиметрами керамзит
-

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс
3112345678910111213141516171819202122232425262728293031123
-Скоро в эфире05:10Городские хроники (6+)05:30«Игра на выживание». Художественный фильм (16+)07:00Городские хроники (6+)
-

Погода

-

Наш регион-51

-Нам интересно Ваше мнение
11.01.19: Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила восстановить историческое звание главы прокуратуры – генерал-прокурор. «Бояться …будут точно больше», - сказала она. А как Вы считаете, какую приставку надо дать прокурорам, чтобы их все боялись?Проголосовало: 326 человек