АЗБУКА ЖКХ (6+)21.05.19 09:20

ЖКХ – детская игра в кошки - мышки

Я не ошибусь, если отмечу, что реформа в сфере ЖКХ в нашей стране слишком затянулась. Противоречия в законодательстве данной сферы являются одними из самых раздражающих и для россиян – владельцев жилья в многоквартирных домах (МКД), и для управляющих компаний, и для поставщиков ресурсов. А наши законотворцы регионального и федерального уровней не поспевают за изменениями, проходящими в этой щепетильной и важной для большинства граждан сфере.

Вот только последние изменения в коммунальном законодательстве, которые однозначно не радуют большинство россиян: введение платы за твёрдые коммунальные отходы (ТКО) и переход на двухразовое повышение коммунальных тарифов – с 1 января и 1 июля.

Большинство северян сферой ЖКХ довольно

Понятно, что большинство северян, живущих в домах, построенных в конце прошлого и начале текущего веков, не ощущают какого-то дискомфорта из-за того, что специалисты управляющих компаний не справляются со своими обязанностями, так как этих обязанностей не так и много в относительно новых и добротных домах: вода холодная поступает, свет есть, лифт работает, контейнеры под мусор во дворах стоят. От проблем с горячей водой, которые у нас возникают в летний период длительных плановых ремонтов котельных и опрессовок инженерных сетей, многие граждане уже избавились, установив бытовые водонагреватели. Стоит отметить, что при этом северяне значительно экономят, так как действующие тариф за подогрев воды, значительно больше, чем траты за электроэнергию, да и пока дождёшься, например, на 9-м этаже горячую воду от домового бойлера, счётчик накрутит несколько десятков дорогих лишних литров «холодной»-горячей воды, которую приходится прямиком сливать в канализацию…

А к плохой уборке в подъезде, завалам снега во дворах люди относятся терпимо. Не следят владельцы МКД и за сроками текущего ремонта – пробежали по грязным лесенкам в свою прекрасную квартиру и внешний раздражающий мир остаётся за металлической дверью.

Наверное, поэтому по итогам опроса в 2018 году удовлетворенность населения Мурманской области жилищно-коммунальными услугами составила 86,1%! Такие данные были приведены в конце января текущего года на заседании тематической рабочей группы по совершенствованию государственного управления и подготовке к военной службе. На заседании были подведены итоги опроса населения за 2018 год, проводимого на официальном портале правительства Мурманской области ежегодно.

Кто кого

Но если посмотреть на материалы Мурманской областной прокуратуры, то складывается совершенно иная картина. Она похожа на военные действия: кто кого.

Например, в середине апреля 2019 года сразу 17 управляющих компаний получили предупреждение от мурманской прокуратуры за недобросовестную работу. Специалисты контролирующего органа региона во время проверки нашли многочисленные нарушения в работе «управляшек» Первомайского округа Мурманска – дворы не убирают, а крыши не чистят от снега и сосулек. Прокуратурой в адрес руководителей управляющих организаций внесены представления об устранении нарушений закона. Прокуратура опубликовала и список недобросовестных УК:  ООО УК «Ваш Дом», ООО «Мурман-Сити», ООО «Первая УК», ООО «ЖЕК», ООО УК «Техдом», ООО «Мурманнедвижимость-сервис», ООО «Комфорт», ООО УК «Недвижимость-сервис», ООО УК «Метиа», ООО «ЖКХ НОРД», ООО «ТехСервисПлюс», ООО «Рикдом», ООО «Стандарт», ООО УК «МурманТехСервис», ООО «Северный Альянс», ООО «Севергрупп», ООО «Мурманжилсервис».

А во второй половине апреля по всему региону после проверок управляющих компаний прокуратурой, УФСБ и ОВД были выявлены значительные нарушения, вплоть до мошенничества. Только в Ковдорском районе возбуждены пять уголовных дел на трёх руководителей предприятий, оказывающих услуги ЖКХ. Так, установлено, что руководителем управляющей компании «КовдорЖилКомСервис» присвоено средств на сумму более 2 млн рублей. Руководитель МУП «Рассчётно-информационный центр» заключала со своими знакомыми фиктивные договоры на оказание предприятию услуг, которые на деле выполнялись сотрудниками. Деньги, полученные от жителей за оплату ЖКУ, руководитель присвоила себе. В общей сложности было похищено 200 тысяч рублей. Ущерб был добровольно погашен, экс-руководитель находится под домашним арестом.

25 апреля прокуратурой Североморска была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «УК Корабельная», во время которой было установлено, что указанная управляющая компания бытовой мусор и твёрдые бытовые отходы в нарушение требований законодательства с контейнерных площадок в полном объёме не убирает. Также было отмечено, что в нарушение требований законодательства указанное общество своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием, не проводит.

Кошки-мышки

И этот перечень нарушений можно продолжать до бесконечности, но делать этого как-то не хочется, так как такие проверки напоминают детскую игру «Кошки-мышки». Такое впечатление, что контролирующие органы и управляющие компании «договорились» о том, что одни будут нарушать, а другие будут ловить и штрафовать. Уличить в любви к этой детской забаве можно и городские власти, которые постоянно нам говорят, что за работу управляющих компаний отвечают жители МКД, которые сами выбрали и доверили обслуживание коммунального хозяйства своей УК. Но при этом наши власти умалчивают, что они тоже владеют многими квартирами, в которых живут северяне по найму, поэтому к решению многих бед, например, по текущему и капитальному ремонтам специалисты муниципалитетов должны активно подключаться.

Вот яркий пример такой хитрой игры. 24 апреля прокуратурой Кандалакши была проведена проверка по соблюдения требований жилищного законодательства в сфере соблюдения жилищных прав граждан, в ходе которой было установлено, что постановлением администрации г.п. Кандалакша от 28.09.2018 года № 651 «Об исключении жилых помещений в общежитии из состава специализированного жилого фонда» исключены жилые помещения в общежитии, расположенном по адресу: г. Кандалакша, ул. Данилова, 25, из состава специализированного жилого фонда с 01.10.2018. С гражданами, занимающими на законных основаниях жилые помещения в указанном общежитии, заключены договора социального найма. Вместе с тем, до настоящего времени первичная техническая инвентаризация и изготовление технической документации жилых адресов дома № 25 по ул. Данилова не была проведена.

Как поясняет прокуратура, обязанность по проведению первичной технической инвентаризации лежит на собственнике квартир, которым является муниципальное образование, как лицо, уполномоченное в отношении вопросов муниципальной собственности, провести первичную инвентаризацию и изготовить технические планы на объекты муниципальной собственности…

Законодательные закавыки

А в некоторых вопросах ЖКХ, которые требуют непосредственно императивного решения, законодательство не только не предусматривает исполнение по конкретному «сценарию», но порой даже создаёт противоречия нормативно-правового характера. Например, в правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., пункт 6 указанных правил не двусмысленно говорит о том, что в состав общего имущества дома включаются обогревающие элементы (радиаторы). Таким образом, в случае порыва радиатора отопления и затопления другого жилого помещения, вина в полной мере должна лечь на управляющую компанию, в случае наличия в договоре управления перечня обслуживания общего имущества, согласно которому управляющая компания должна обслуживать систему отопления. Понятно, почему на лестничных площадках многих наших домов, отсутствуют радиаторы, если не считать живопырки на первом этаже?

Верховный суд РФ по этому поводу пояснил, что если же обогревающий элемент обслуживает только одно жилое помещение, не является общим имуществом многоквартирного дома, а является ничем иным как собственностью лица, в чьей собственности находится жилое помещение, соответственно со всеми вытекающими последствиями. Об этом же нам говорит и статья 290 Гражданского Кодекса РФ.

Углубившись в эту частную  законодательную проблему ЖКХ, можно найти много примеров, которые ставят в тупик тысячи граждан. Актуальная для Мурманской области ситуация: отпускная пора, многие уезжают в продолжительные отпуска, неожиданно прорывает старую трубу в квартире отдыхающего на юге мурманчанина, и десятки квартир на длительный период обесточиваются специалистами аварийной службы… Таких примеров десятки и сотни.

А дома 93М серии, где система отопления по проекту размещена в стеновых панелях. Господа, а вы знаете, когда они рванут? А вы знаете, в каком они состоянии? А почему за аварию в этом случае будет отвечать владелец жилого помещения, который даже не может проверить состояние этих систем?

Как я уже писал выше, собственники помещений в МКД сами выбирают способ управления и непосредственно сами утверждают тариф на содержания жилья и мест общего пользования. Да, это демократично, даёт возможность собственникам квартир контролировать работу управляющей компании, и даже сдерживать рост квартплаты в рамках содержания жилья и мест общего пользования. Однако, законодатели не учли тот факт, что львиная доля жилищного фонда на территории Российской Федерации в настоящее время требует значительных вложений в ремонтные работы, на внедрение  современных технологий по энерго- и теплосбережению. Но давайте посмотрим в свои кошельки. Большинство собственников жилья не хотят повышать тариф для управляющих компаний, что порождает отсутствие возможностей проведения необходимых ремонтных работ в многоквартирном доме, либо ремонт проводится в значительной степени в «экономичном» режиме, что приводит к преждевременному износу ремонтируемого оборудования, конструктивных элементов и в свою очередь причиняет вред имуществу самих же собственников.

Итог, мы имеем достаточно предвзятое общественное мнение о ненадежности управляющих компаний и то, что они не обеспечивают необходимого уровня обслуживания. Продолжаем играть в кошки – мышки.

Влад СЕВЕРНЫЙ.

Комментарии

Размещается только после ознакомления сотрудником редакции.
-

Новости муниципалитетов

-

Последние комментарии

Бурак (Смирнова) Ю. Г., заместитель директора по УВР МБОУ "Кадетская школа города Мурманска".
22.01.21 14:52
Позволю себе выразить свое мнение и мнение моих коллег по работе и общей борьбе. Я и мои коллеги по работе и общей борьбе ВОЗМУЩЕНЫ этим фактом! Мы не верим словам директора компании перевозчика госп
Бурак (Смирнова) Ю. Г., заместитель директора по УВР МБОУ Кадетская школа города Мурманска, большой
22.01.21 11:31
От имени всего коллектива ОУ хочу сказать слова благодарности коллективу ММБУ «УДХ»! Я, мои коллеги по работе и общей борьбе, работники ОУ и, конечно, же учащиеся каждый день "оцениваем" работу ММБУ
Бурак (Смирнова) Ю. Г., заместитель директора по УВР МБОУ Кадетская школа города Мурманска.
20.01.21 12:31
А где же наши ряженые (учащиеся МБОУ КШМ)? Почему они не участники месячника оборонно-массовой и спортивной работы? Толку в учебе никакого, но они же о, как, научились на скорость разбирать-собрать А
-

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс
2829303112345678910111213141516171819202122232425262728293031
-Скоро в эфире17:50«Образ жизни». Тематическая программа (6+)17:50«Образ жизни». Тематическая программа (6+)18:00Мультфильмы (0+/6+)
-

Погода

-

Наш регион-51