Большая жизнь Нива ГЭС-2
Нива ГЭС-2 в Мурманcкой области – станция легендарная. Её строили в рекордные сроки раскулаченные крестьяне и заключенные из Соловецкого лагеря. Примитивная техника и лишения - лишь малая толика, с чем пришлось столкнуться переселенцам на Севере. Во время Великой Отечественной войны гидроэлектростанция не прекращала вырабатывать энергию даже под бомбежками.
ГЭС-2 в каскаде Нивских гидроэлектростанций, расположенных на юге области, вопреки цифре в названии на самом деле первая. Она запущена в эксплуатацию даже раньше Нижнетуломской ГЭС, в 1934 году. Наверное, поэтому нынешнее поколение жителей региона здесь чувствует себя гостями из будущего. После того, как на территории энергообъекта затянулись военные раны, его внешний вид почти не изменился.
Крупных авианалётов в истории ГЭС было три. Бомбы сбрасывали не только на крышу здания, но и на трубопроводы, два из которых разлетелись в щепки, между двумя другими авиабомба застряла. Сотрудникам пришлось самим извлекать опасный снаряд, а деревянные, сделанные по конструкции бочки трубы, заменили на современные только в конце 80-х годов прошлого века, когда стали появляться проблемы с надёжностью.
«С деревянными трубами стало много проблем, - вспоминает Владимир Корнышев, дежурный инженер Нива ГЭС-1 и ГЭС-2. – Была создана специальная бригада из 3-4 человек из специалистов технического цеха, которые ежедневно чинила их. Особенно бригаде доставалось зимой, когда протечек становилось много, намерзали наледи из воды. Надо было ходить и регулярно сбивать их».
Героические подвиги коллектива во время войны заслуживают отдельных слов. Единственный агрегат, три других в военное время эвакуировали, рабочие закрывали от снега и непогоды своеобразным шалашом. Сейчас на двух станциях Нива ГЭС-1 и 2 трудятся всего 30 человек, поэтому огромные залы кажутся безлюдными и только забытые на столе кости домино, да общая ухоженность помещений говорит о том, что люди здесь точно есть.
Хранитель музея каскада Нивcких ГЭС Владимир Орехов сейчас по крупицам восстанавливает историю каждой станции, подбирает экспонаты. Вся его жизнь посвящена энергетике. По словам ветерана, каждая из гидроэлектростанций - это произведение искусства.
«Она смотрится, как станция на реке, а на самом деле в русле Нивы она не стоит, - рассказывает Владимир Орехов о ГЭС-2, которую он впервые увидел, будучи школьником. – Для неё сделали искусственный канал. Его рыли вручную, так как техники в то время не было».
Но жизнь старой электростанции не остановилась. В планах энергетиков ввести телеуправление всего каскада, чтобы за параметрами можно было следить из дежурного пункта, расположенного на третьей станции. Модернизация здесь ведётся постоянно, турбины заменили в 90-х годах, а обмотки генераторов совеем недавно - в начале этого века.
Максим ГОЛЯМИН, фото автора.