Нержавеющий крест Островного
Населенный пункт Гремиха или, как официально принято его называть - ЗАТО г.Островной, больше известен как место для перегрузки ядерного топлива. Островной - он же Мурманск-140, Гремиха, Иоканга… Эти названия одного и того же места отражают его историю и значимость для нашего региона. Но и здесь, на краю России, живут люди, работают школа и детский сад.
Сюда проложена самая длинная на Кольском полуострове линия электропередачи (более 200 километров), которая, как и все сети, в сложных условиях севера нередко выходит из строя. При этом все дома в Островном отапливаются с помощью электрических бойлеров. На случай нередких ЧП город имеет аварийные электростанции, сердце которых - старые дизели Харьковского завода. Запчастей для обслуживания украинских двигателей, уже нет по понятным причинам. Из шести агрегатов самый новый установлен в 1972 году, три уже списаны, их используют для запасных частей. Но это не единственная проблема жителей Островного, для обеспечения необходимой нагрузки в сетях в сложный зимний период, нужно иметь в запасе около 60 тонн топлива в сутки.
«Самая большая наша проблема - это завоз топлива, - говорит Юрий Ашуров, директор МУП «Горэлектросеть» ЗАТО г.Островной. - Для создания запаса необходимо около 350-500 тонн топлива, но из-за сложности взаимоотношений с поставщиками, для нас это большая проблема. Малого флота уже не существует, а большие танкера в нашу бухту без буксиров не могут зайти. А буксиров здесь, конечно же, нет».
Вот и получается, что закупать маленькими партиями топливо дорого, а большую - около 3 тысяч тонн - на предприятии просто негде хранить. В прошлом году энергетикам поставщика удалось найти в Архангельске. Для следующего сезона продавец пока не найден. В 2011 году из областного и местного бюджетов выделили средства на новые дизельные генераторы французского производства, которые в разы эффективней и работают полностью автоматически. В боксе, где стоят такие машины, тепло, в любой момент эти дизели, в отличие от старых, готовы к работе, но и их мощностей может не хватить при полной нагрузке в зимний период.
«При поломках на основной электролинии зимой, а в городе работают только электрокотлы, может замерзнуть весь жилфонд, - поясняет Василий Мадяр, начальник участка городских электрических сетей. – Произойдёт катастрофа, без электричества замерзнут и трубы водоснабжения».
И такой случай уже был в истории Островного. Неожиданный «подарок» к новому году северянам преподнёс сильный ветер в 1992 году, 31 декабря в тундре из-за непогоды упала одна из опор ЛЭП. До 20 января уже наступившего года, когда удалось устранить аварию, населенный пункт был почти полностью заморожен. После этого случая командованием Северного флота даже было принято решение о строительстве резервной электростанции. Сейчас она включена в городскую электросеть.
Пара турбинных двигателей от самолёта «Ил-18» работают здесь в качестве агрегатов для выработки электроэнергии. Управляется это чудо техники с точно такого же пульта, как и на самолёте. Обслуживает двигатели машинист Максим Гуров, который лётчиком себя не считает, наоборот, он боится высоты. Сейчас две турбины не работают, к началу нового отопительного сезона их необходимо починить, требуется их капитальный заводской ремонт, так как они уже отработали более 20 лет. Немаловажно и то, что они потребляют в разы больше топлива, чем те же дизельные генераторы.
«Это зависит от нагрузки, которую мы выдаём. Чем больше нагрузка, тем больше расход топлива, - говорит Максим Гуров, машинист газотурбинной станции. - При номинальной нагрузке 2,5 мегаватта расход топлива составляет почти 1,2 тонны в час».
По словам специалистов, чтобы оставался резерв по мощности, Островному необходимы ещё как минимум две новые установки, их стоимость с работами по монтажу и вводу в эксплуатацию составит порядка 150 миллионов рублей.
Кстати, последний случай, когда город остался без основного источника энергоснабжения, был не так давно - второго апреля.
На территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной Мурманской области находится и отделение «Гремиха». Из Мурманска сюда раз в неделю приходит теплоход «Клавдия Еланская». Если погода плохая, то рейс могут и отложить. Около 15 часов по морю и пассажиры, которые имеют разрешение на посещение Гремихи, оказываются в устье реки Иоканга
Сегодня СевРАО в какой-то степени является градообразующим предприятием Гремихи. Немногочисленные специалисты, работающие на закрытой территории, занимаются перегрузкой кассет с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Спецкран поднимает пенал, в котором находится кассета с ОЯТ, аккуратно её переносит и опускает в специальный приёмник. Затем на него устанавливается контейнер, в который вставляется кассета с ОЯТ. Потом контейнер краном перемещается на «Серебрянку». На этом судне проводятся такие же однотипные манипуляции, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности при долговременном хранении отработанного ядерного топлива.
При выходе с территории предприятия СевРАО бросается в глаза плакат, размещённый на соседнем доме, на котором лозунги из ушедшего времени: «На Краснознаменном Северном флоте - служить только хорошо!» «Североморец! Повышай боевую готовность, крепи воинскую дисциплину!» Из-за своей маленькой территории и узкой специализации, Гремиха как бы застыла в давно ушедшем прошлом: памятники советских времён, брошенные дома… Но такие же пятна прошлого становятся лучше заметны и в Мурманске – далёком от ЗАТО областном центре, когда «Клавдия Еланская» подходит к причалу.
Максим ГОЛЯМИН, фото автора.