Главные события дня (16+)29.01.14 09:12

Картина Мурманска углём

Бороться с чёрной пылью на фасадах домов, подоконниках квартир бесполезно. Сколько вы ни смахивайте и ни вытирайте её, уже через пару дней она появляется снова. Из когда-то чистого города Мурманск превратился в экологического аутсайдера.

В чём же причина происходящего? Причин называется несколько. Это и многократно увеличившийся парк автомобилей, которые теперь в часы пик не столько ездят по городу, сколько стоят в бесконечных пробках. Свою лепту в загрязнение окружающей среды вносят котельные, которые работают у нас на мазуте. Ещё одна причина - Мурманский морской торговый порт, который, как известно, переваливает ежегодно более десяти миллионов тонн угля.

Споры вокруг того, кто же все-таки в большей степени ответственен за почерневший городской ландшафт, не прекращаются. Хотя тут можно немножко порассуждать чисто логически. Итак: машины. Да, автотранспорта стало в разы больше. Но и экологический класс современных авто не идёт ни в какое сравнение с тем, что было ещё пару десятилетий назад. Поэтому об увеличении выбросов автомашинами ещё можно поспорить.

Котельные. Да, мазут, на использование которого мы пока обречены, мягко говоря, не самый экологически чистый вид топлива. Но ведь котельные у нас работали всегда. А количество подаваемого ими тепла (а значит - и экологические издержки) в последние десять-пятнадцать лет даже сократилось. Ведь население города уменьшилось за это время почти на треть.

Получается, что единственный существенный прирост выбросов за последние годы дал портовый уголь? Это единственный фактор, который существенно изменился. Впрочем, от самих портовиков можно услышать совсем другие высказывания. Их главный аргумент: Мурманский морской торговый порт уголь перегружал всегда!

Что ж, давайте попробуем с этим разобраться. Частичная правда - по сути, та же ложь. Да, исторически через наш порт переваливался уголь с советских шахт на Шпицбергене. Тогда порт его не вывозил, а ввозил. Впрочем, направление перегрузки здесь не важно. Важно другое: речь шла от силы о нескольких сотнях тысяч тонн в год. Уголь со Шпицбергена был для Советского Союза скорее фактором политическим, нежели экономическим. Мы доказывали Норвегии и всему миру своё право на присутствие на архипелаге. Не более того.

Обратимся к цифрам. Ещё в 1995 году Мурманск перевалил лишь 217 тысяч тонн угля. В 2002 году его объёмы уже достигли 5,7 миллиона тонн. Иначе говоря, за семь лет они возросли более чем в 26 раз! За последующие десять лет «угольные обороты» ещё удвоились. Так, в 2012 году Мурманский порт отправил на экспорт 11 миллионов 633,3 тысячи тонн угля (+813,6 тысячи тонн к предыдущему году) при общем грузообороте чуть менее 15,7 миллиона тонн. На второе место по объёмам перевалки с отрывом по тоннажу на порядок вышел железорудный концентрат (1,628 миллиона тонн), на третьем месте концентрат апатитовый (менее миллиона тонн). Как видим, уголь на мурманских причалах, что называется, вне конкуренции. Для его перевалки за год потребовалось свыше 170 тысяч вагонов и 173 судна.

В общем, приходится признать, что угольщики плотно прибрали Мурманский морской торговый порт к рукам. На сегодня он является крупнейшим перевалочным пунктом угля в Северном бассейне. Основное направление экспорта - страны Западной Европы, в частности, Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания.

Другим портам повезло больше. Скажем, Большой порт Санкт-Петербург специализируется на генеральных грузах и контейнерах, а порт Приморск - на нефти и нефтепродуктах. Нам же достался уголь - миллионы и миллионы тонн. Технические возможности Мурманского морского торгового порта, радостно сообщают специалисты-логистики, позволяют ежегодно экспортировать на европейский рынок до 14 миллионов тонн угля!

Радостно? Да вот только радоваться-то, похоже, особо нечему. Мурманск из рыбного города как-то незаметно стал городом угольным. И если на Дальнем Востоке (через тамошние порты угля переваливается ещё больше) общественность уже давно бьёт тревогу, то у нас пока этой проблеме не уделяется должного внимания.

А между тем, шум от вагонов с углем, которые переворачивают при разгрузке (он слышен даже на противоположном от города берегу Кольского залива), а также упомянутая выше угольная пыль стали неизменными факторами городской жизни.

Впрочем, сами портовики (они же - угольщики) по-прежнему открещиваются от своего вклада в загрязнение некогда чистого города. Чтобы оперировать цифрами, нужны данные независимой экологической экспертизы. Причём акцент необходимо сделать на слово «независимой». Но сейчас давайте ещё раз просто порассуждаем - логически. Кузбасс, где добывается этот самый уголь, давно считается регионом экологического бедствия. Так почему там при добыче угля из карьеров, а затем его складировании и погрузке в вагоны угольная пыль в воздух поднимается, а у нас, в Мурманске, при выгрузке того же угля из вагонов, его складировании на причалах, а затем перегрузке портальными кранами в трюмы судов наблюдается экологическая тишь да благодать? Как-то не убеждают благостные заверения портовиков, что у нас-то, мол, всё пучком, а вся пыль остается исключительно в Кузбассе. Чисто логически не убеждают.

Есть и ещё один момент: Кузбасс - угольная столица России. Там на угольной отрасли держится чуть не весь регион. Она дает людям работу, а казне - доходы. Есть хотя бы ради чего терпеть экологические издержки. А у нас? Весь коллектив торгового порта не дотягивает и до двух тысяч человек. Согласитесь, что для трехсоттысячного города подобное предприятие, мягко говоря, нельзя назвать градообразующим. Да тем более никто же не говорит о закрытии порта как такового. Речь идёт лишь о том, что весьма полезным для чистоты мурманских пейзажей и здоровья горожан было бы перепрофилировать его на более щадящие в экологическом плане грузы. Те же контейнеры, например. «Маниловщина», скажет кто-то? Пока порт в руках угольщиков, а народ безмолвствует - да.

Борьба с угольной отраслью простой не будет. Чтобы вы могли оценить масштабы угольного лобби, приведу лишь несколько цифр. В прошлом году угольная отрасль России выдала на-гора 350 миллионов тонн продукции. Внутреннее потребление страны при этом составило около 200 миллионов тонн. Нетрудно понять, что оставшиеся 150 миллионов тонн необходимо было вывезти за рубеж. Россия экспортирует уголь в полсотни стран мира. И угольные компании имеют финансовые возможности скупать порты, вроде Мурманского, для решения своих экспортных задач.

Ещё чуть-чуть о финансах. Мировые цены на уголь скачут довольно сильно - от 60-70 до 150 долларов за тонну. В прошлом году средневзвешенная цена составила около 90 долларов. Нетрудно подсчитать, что 11 миллионов тонн с хвостиком, переваленные в 2012 году через мурманские причалы, - это миллиард долларов. Заставить бизнес такого масштаба считаться со здоровьем местного населения будет весьма непросто. Но попробовать что-то изменить к лучшему, думается, стоит.

А для этого необходимо более детально разобраться в следующих вещах. Во-первых, каковы экологические последствия перевалки в непосредственной близости от жилой застройки миллионов тонн угля открытым способом? Во-вторых, насколько технологии, используемые в нашем порту, вообще отвечают требованиям современного производства? В третьих, что город имеет финансово с перевалки угля в его черте? Иначе говоря, является ли для нас уголь, добываемый за тысячи километров от Кольского полуострова, тем самым необходимым грузом? К обсуждению этих вопросов я предлагаю подключиться всем неравнодушным к судьбе родного города мурманчанам.

Комментарии

Размещается только после ознакомления сотрудником редакции.
-

Новости муниципалитетов

-

Последние комментарии

Попова Ирина Геннадьевна
16.04.24 15:05
Добрый день! Как можно подать заявку на фестиваль? *** Организацией и проведением фестиваля занимается Мурманский областной ДК имени С.М. Кирова. Попробуйте списаться с ними, вот ссылка по фестивалю
Валентина
09.04.24 16:44
Здравствуйте, Ирина. SOS! SOS ! Как с Вами связаться для получения авторитетной внушительной помощи, а именно: МногоКвартирныйДом находится в ж/р Росляково на содержание в "Росляковское ЖКХ" . Под
егор
06.04.24 22:23
Можно к вам устроиться? *** Вы адресуете вопрос редакции сайта "Аркти-ТВ". Вам надо зайти на сайт компании: https://rusalmon.ru/about_us/vacancy/ Редакция.
-

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345678910111213141516171819202122232425262728293012345
-Скоро в эфире20:30«Итоги». Информационная программа (12+)21:30«Я ненавижу день Святого Валентина». Художественный фильм (16+)23:00«Взрослые игры». Тематическая программа (16+)
-

Наш регион-51