Правда и вымыслы о заражении и гибели атлантического лосося в реках Мурманской области
В чём причина массовой гибели атлантического лосося в реках Мурманска? Угрожает ли неизвестная болезнь всей популяции сёмги? Закроют ли в экстренном случае реки Кольского полуострова для любительского рыболовства? Эти вопросы сегодня обсуждали специалисты на заседании в правительстве региона. Журналисты «Арктик-ТВ» попытались сравнить мнения рыбаков и официальную точку зрения по эпидемиологической ситуации в реках Заполярья.
Редакционный сегодняшний улов - трехкилограммовая сёмга, которую прибило к берегу уже мёртвой. По рассказам рыбаков, в реке плавает предостаточно зараженной и погибшей рыбы.
Специалисты говорят, что инфекция, которой заражен атлантический лосось, для человека не опасна. Но тут же оговариваются, настоятельно рекомендуя больную рыбу не есть. Хотя лицензии на лов по-прежнему продают, так как ещё находятся желающие попытать счастья, стоя по колено в воде, поймать здоровый экземпляр. Но таких счастливчиков, как говорят рыболовы, всё меньше.
«На реке я бываю часто, вижу, что у любителей-рыболовов, да и самому попадалась, только заражённая рыба, – говорит Сергей Рыбаков, рыболов-любитель. – Тушки оставляли на берегу, в речку такую рыбу не отпускают. Болезнь очень заразная».
Сергей Рыбаков, свою фамилию оправдывает на все 100%. О царской рыбе он знает не меньше иных экспертов, хотя и называет себя любителем. Одна из основных причин заболевания лосося, по его мнению, - это стресс. В этом году морские котики гоняли стадо сёмги в Туломе. Но всё же это мало похоже на главную причину массового падежа, так как только по самым скоромным подсчётам, в этом году погибло больше тысячи особей.
«Я не думаю, что от котиков она бы так массово умирала, - говорит Сергей Рыбаков. – Реальных причин нам никто не называет, а нам приходится только догадываться о причинах. Есть предположение, что рыба могла заразиться от рыбы садковой».
Версия о том, что инфекция распространяется только в одном месте, возможно, не совсем верна. Рыбаки встречали зараженную рыбу не только в Коле, Туломе и притоках этих рек. По мнению рыбаков, единственный способ сохранить стада дикого лосося - объявить карантин и перекрыть устье рек, что по сути поставит крест на любительском рыболовстве как минимум на один год.
А в это время региональные ветеринары следят за происходящим, но пока ситуацию критической не считают, так что решение о закрытии рек пока не принято.
«На промышленных рыбоводческих хозяйствах таких симптомов не наблюдается, - заметил во время совещания Алексей Касаткин (фото), председатель комитета по ветеринарии Мурманской области. - Ветеринарная служба проводит надзор, как за морскими, так и за пресноводными хозяйствами Мурманской области. В реке Кола и Тулома ситуация стабильная, ухудшение ситуации не прослеживается».
Эксперты Рыбвода связывает эту стабилизацию с меньшим заходом в реки рыбы. Так что наблюдения продолжатся. Пугает и то, что эффективных методов борьбы, не затрагивающих интересы туризма и рыболовства, пока не придумано, хотя такие вспышки уже фиксировались в некоторых странах.
«Некроз – это малоизученное заболевание, хотя распространенное в реках Европы, - отметил во время обсуждения Алексей Касаткин, председатель комитета по ветеринарии Мурманской области. - Для человека он безопасен, но он поражает дикую сёмгу. Последний случай подобного заболевания был зафиксирован в 2012 году в Шотландии, тогда погибло порядка 10 процентов идущей на нерест сёмги на реке Спа».
Повлиять на ситуацию может каждый из нас, говорят специалисты. Просто надо сообщать о случаях гибели рыб в ветеринарную службу или «Мурманрыбвод», так как зараженную рыбу нужно сжигать, а не оставлять в воде. Но реалии другие. Например, когда знакомый нашей редакции рыбак Сергей обратился к дежурному в вагончике, где продают лицензии, с просьбой о том, чтобы выловленную дохлую рыбу убрали с берега, в ответ от сотрудника он получил порцию раздражений и негодований: «А зачем!»
А в это время жители Кировска сообщают о том, что в реке Белая было обнаружено множество мёртвой форели. Правда, местные рыбаки-любители связывают гибель рыбы с загрязнением Большого Вудъявра, откуда вытекает река Белая. Впадает она в озеро Имандра.
«Река Белая вытекает из Большого Вудъявра, которое угроблено промышленностью, далее она идёт через гаражи, огороды и фабрику. Непонятно, как там ещё кто-то рыбу пытается ловить. Ниже по течению от ботсада из этой реки лучше не пить и рыбу не есть», - сообщает сайт «Opentown».