Бурить всегда, бурить везде
Лето-2018 станет одним из самых активных буровых сезонов на шельфе за последние десятилетия
Сегодня ПАО «Газпром» - единственная нефтегазовая корпорация в России, которая может обеспечить морское бурение собственными установками. Все они находятся в управлении ООО «Газпром флот». В 2017 году, как отметил в докладе 26 марта на заседании балансовой комиссии ПАО «Газпром» генеральный директор ООО «Газпром флот» Юрий Шамалов, приоритетными направлениями деятельности компании были строительство морских поисково-разведочных и эксплуатационных скважин, управление плавучими буровыми установками и судами, которые задействованы в работах на российском шельфе.
Напомним, в начале 90-х годов прошлого века, в непростой ситуации после распада СССР, на шельфе арктических морей бурение разведочных скважин по заказу государства было практически прекращено. И только в 1993 году после создания акционерного общества «Газпром» работы были продолжены по его инициативе. Тогда для разведочного бурения в Печорском море компания использовала СПБУ «Мурманская», принадлежащую ФГУП «АМНГР» («Арктикморнефтегазразведка»), а в 1994 году для освоения шельфовых месторождений было учреждено дочернее специализированное предприятие ООО «Газфлот», которому было поручено разведочное бурение на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря. Позднее, с появлением у ООО «Газфлот» ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние», компания приступила к работам и на шельфе Охотского моря.
Мал золотник, да дорог
За почти четверть века ООО «Газфлот», переименованное в ООО «Газпром флот», своими и арендованными буровыми установками завершило строительство 58 поисково-разведочных и эксплуатационных скважин. Сегодня в управлении компании пять буровых комплексов. Они приписаны к Филиалу «Газпром флот» в Мурманске.
На счету морской дочки «Газпрома» открытые месторождения углеводородного сырья: нефтяные в Печорском бассейне - Варандей-море, Медынское-море и Долгинское с запасами около 300 миллионов тонн нефти; а также арктические месторождения природного газа - Северо-Каменномысское, Обское, Каменномысское-море, Чугорьяхинское, Антипаютинское, Тотаяхинское, Южно-Киринское, Мынгинское, Харасавей-море, Семаковское с общими запасами более триллиона кубометров.
Именно «Газпром флот» поставил последнюю точку в проведении доразведки Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ). Летом 2006 года, используя полупогружную буровую платформу «Deepsea Delta», арендованную у норвежской компании «Norsk Hidro», ООО «Газфлот» выполнило бурение седьмой (и последней) разведочной скважины на Штокмановском ГКМ, прирост подтверждённых запасов в итоге составил около полутриллиона кубометров газа.
Самый большой объём буровых работ был выполнен в Обской губе. Вначале «Газфлот» использовал для этих целей СПБУ «Мурманская», принадлежащую ФГУП «АМНГР», но она была рассчитана для работы на глубинах не менее 20 метров. При глубинах на точке бурения от 8 до 12 метров в Обской губе возникали проблемы с её транспортировкой и забором воды на технические нужды. Недостатком было и то, что терялось короткое летнее время, пригодное для проведения буровых работ, на транспортировку СПБУ «Мурманская» из Кольского залива на точку бурения. На это уходило до 25 суток межледового сезона.
Но, тем не менее, с использованием «Мурманской» были выполнены буровые работы в Печорском море и открыты месторождения: нефтяное Варандей-море в 1995 году двумя скважинами, нефтяное Медынское-море в 1997 году четырьмя скважинами (одна по заказу «Газпрома» и три по заказу ЗАО «Арктикшельфнефтегаз»), нефтяное Долгинское в 1999 году тремя скважинами, газовое Северо-Каменномысское в 2000 году в Обской губе, газовое Каменномысское-море в 2000 году.
В 2001 году ООО «Газфлот» приобрело СПБУ «Амазон», которая после выполнения на ней подготовительных работ в Мурманске, 12 августа 2002 года приступила к бурению скважины № 2 Северо-Каменномысской.
Чтобы не тратить время на буксировку СПБУ и увеличить сроки буровых работ в короткий арктический летний сезон «Газпром флот» создал базу обеспечения буровых работ и зимнего отстоя СПБУ «Амазон» в портопункте Ямбург. И более 10 лет эта установка обеспечивала максимальную эффективность буровых работ. К ней в полной мере относятся слова: «Мал золотник, да дорог».
И возраст у СПБУ почтенный - «Амазон» построен в Норвегии в 1982 году. И габариты небольшие - длина 50 метров, ширина 37 метров, высота с опорами 75 метров, вес 6570 тонн (в восемь раз легче ППБУ «Северное сияние»). Но компания сумела провести оптимально модернизацию платформы и собрать действительно высококлассный экипаж с опытными специалистами. С помощью этой СПБУ можно бурить скважины глубиной 3000 метров, при глубинах воды от 4 до 50 метров. «Газпром флот» строил до 3-х скважин за сезон в северных морях, что ранее считалось невозможным в сложных условиях Арктики.
С помощью СПБУ «Амазон» было открыто несколько месторождений газа в Обской губе, что позволило прирастить запасы газа более чем на 1 триллион кубометров. На её счету 23 пробурённые скважины и открытые месторождения природного газа Северо-Каменномысское, Обское, Каменномысское-море, Чугорьяхинское, Антипаютинское, Тотаяхинское, Харасавэй-море в Обской губе и на шельфе Карского моря.
Довелось установке потрудиться и в Азовском море, где с её помощью в районе города Бердянска на газоконденсатном месторождении была построена скважина Белосарайская № 1.
В 2017 году после проведения ремонтных работ в Керчи на заводе «Залив» СПБУ «Амазон» была передислоцирована на Север, в Ямбург. После подготовки к новому буровому сезону, ей предстоит строительство разведочной скважины № ПО-1 на Северо-Обском участке по заказу компании «НОВАТЭК». Ресурсы месторождения, запасы которого предстоит подтвердить этим бурением, будут востребованы в рамках проекта «Арктик СПГ-3». Эти ресурсы оцениваются в более чем 1 триллион кубометров газа и почти 150 миллионов тонн нефти.
«Арктическая» вновь поработает в Арктике
Другая самоподъёмная плавучая буровая установка - СПБУ «Арктическая», принадлежащая ООО «Газпром флот», четыре года, с 2014 по 2017 год, вела разведочное бурение на шельфе Балтийского моря по заказу ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». И поработала она неплохо. В период 2014-2015 годов было сделано 5 скважин, открыто четыре месторождения углеводородного сырья.
В буровом сезоне 2016-2017 годов СПБУ «Арктическая» также продолжала буровые работы на шельфе Балтики на лицензионном участке Д-33. Всего на её счету строительство 8 скважин на шельфе Балтийского моря.
В сентябре 2017 года СПБУ «Арктическая» из порта Усть-Лугана на судне-перевозчике «Хiang He Kou» отправилась в Сингапур. Здесь на СПБУ «Арктическая» с ноября 2017 года по март 2018 года выполнялись работы по подготовке под класс Морского Регистра. Проделав путь в 13201 милю, в мае 2018 года она была доставлена судном-транспортировщиком «Альбатрос» в Мурманск к причалам 35 СРЗ для того, чтобы здесь подготовиться к новому буровому сезону и отправиться на точку бурения в Карское море на месторождение Нярмейское. СПБУ будет использована для бурения по заказу ООО «Газпром-геологоразведка».
«Арктическая» одна из самых «молодых» среди морских буровых установок России. Она была построена в Северодвинске на заводе «Звёздочка» в 2011 году, но лишь в 2014 году вступила в строй после выполнения на ней достроечных работ у причалов 35 СРЗ в Мурманске.
Технические характеристики СПБУ «Арктическая» позволяют бурить разведочные и эксплуатационные скважины глубиной до 6500 метров при глубине моря от 7 до 100 метров. Может эксплуатироваться при скорости ветра 46 метров в секунду, высоте волн до 18 метров. Наличие кантилевера (выдвижная консоль, на которой расположен буровой комплекс морской буровой установки. – Авт.) даёт возможность, не перемещая СПБ, бурить 12 скважин. Длина корпуса 88 метров, ширина 66 метров, высота борта 9,7 метра, высота при полностью поднятых опорах 139 метров. Буксировка СПБУ «Арктическая» разрешена при высоте волн 6 метров и скорости ветра 23 метра в секунду.
При опущенных на 31,5 метра опорах от положения по-походному может осуществлять штормовой дрейф при высоте волн 12 метров и скорости ветра 32,7 метра в секунду.
На СПБУ «Арктическая» обеспечен нулевой сброс отходов в море. Здесь производится стопроцентная очистка и обеззараживание технических и фекальных вод станцией сточных вод. Оставшиеся твёрдые частицы собираются в специальную цистерну и сдаются на берегу. На СПБУ имеются цистерна сбора сточных буровых вод, цистерна сбора очищенных буровых вод, цистерна отработанного масла и контейнеры для выбуренной породы.
Мощный верхний привод облегчает процесс бурения. Рабочее место бурильщика размещено в пожаро-взрывобезопасной кабине с микроклиматом. Управление осуществляется джойстиками, а необходимая информация выводится на мониторы и циферблаты. В двух шагах от рабочего кресла пульт ПВО – противовыбросового оборудования, предназначенного для перекрытия скважины при появлении аномально высокого внутрипластового давления. На устье скважины установлен рабочий элемент комплекта противовыбросового оборудования, куда и поступит сигнал с пульта ПВО, чтобы не допустить выброса газа. За работой узлов и механизмов буровой установки бурильщик может наблюдать не только по приборам и компьютеру, но и с помощью пяти видеокамер.
Главный пост управления СПБУ, где располагается капитан, совмещён с судовым вертолётным командным пунктом и блоком помещений радиосвязи, навигации и трансляции.
На СПБУ по левому и правому борту имеются средства спасения – катера и спасательные плоты для всего экипажа. Для специалистов на СПБУ созданы приличные условия для работы и отдыха. Это немаловажно при работе в суровых климатических условиях Арктики.
Свои высокие эксплуатационные характеристики СПБУ «Арктическая» подтвердила на шельфе Балтики.
Ещё одну разведочную скважину на Русановском месторождении № 6 в Карском море по заказу ООО «Газпром-геологоразведка» построит китайская полупогружная буровая установка «Nanhai VIII». Скважину намечено пробурить до проектного горизонта 2400 метров. Глубина моря в точке бурения 68 метров.
Интересно, что именно эта ППБУ в 2017 году пробурила скважину на Ленинградском месторождении. По результатам бурения был сделан вывод, что его запасы составляют 1,9 триллиона кубометров газа, на 850 миллионов кубометров больше предыдущей оценки. Бурение проходило при глубине воды 160 метров. Эту информацию разместил в «Facebook» теперь уже бывший министр природных ресурсов Сергей Донской.
В условиях санкций
Работу СПБУ «Арктическая», СПБУ «Амазон» и китайской ППБУ «Nanhai VIII» будут обеспечивать всем необходимым с базы снабжения ООО «Газпром флот», которая создана в Мурманске. Отсюда обеспечивались буровые работы на седьмой скважине Штокмановского месторождения с полупогружной платформы «Deepsea Delta» и скважины № 2 на месторождении Долгинское.
Интересная информация размещена в интернете на сайте АО «Арктикморнефтегазразведка». Здесь предлагается всем заинтересованным компаниям, осуществляющим деятельность по разведке и разработке нефтегазовых месторождений на шельфе, рассмотреть возможность привлечения бурового судна «Deep Venture» (22 марта 2018 года на борту этого судна был поднят государственный флаг России и ему возвращено имя «Валентин Шашин») и СПБУ «Мурманская» к буровым работам в своих проектах.
В условиях санкций часто заходит речь об отсутствии возможности привлекать к буровым работам на российском шельфе иностранные буровые платформы, а тут и СПБУ, и буровое судно сами напрашиваются на работу. Технические параметры бурового судна «Валентин Шашин» позволяют производить бурение скважин при глубине воды до 1750 метров. Именно этому судну принадлежит слава первооткрывателя уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения. За 12 лет работы в Арктике буровое судно «Валентин Шашин» построило 15 скважин на арктическом шельфе.
Огромным достоинством бурового судна является и его мобильность, и ледовый класс корпуса. Его не нужно буксировать в точку бурения, привлекая для этого буксиры и ледоколы для обеспечения ледовой проводки.
Да и СПБУ «Мурманская», оставшаяся без заказов на арктическом шельфе, сейчас работает на шельфе Вьетнама. Такая ситуация вызывает не просто удивление, а и недоумение.
Символы Арктики в Охотском море
«Северное сияние» и «Полярная звезда» – не просто символы Арктики. Так называются и полупогружные плавучие буровые установки (ППБУ), построенные в 2011 году по заказу «Газпрома», которые эксплуатирует «Газпром флот». Они способны бурить разведочные и эксплуатационные скважины глубиной 7500 метров при глубине моря от 50 до 500 метров.
ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние» - буровые установки 6 поколения, которые изначально строились в рамках Штокмановского проекта. Но в дальнейшем для них нашлась работа и в Охотском море. В последние годы одной из главных задач «Газпром флота» стало освоение сахалинского шельфа.
ППБУ «Полярная звезда» «Газпром флот» получил в 2010 году, «Северное сияние» – в 2011-м.
Первые две скважины были построены с ППБУ «Полярная звезда» в 2012 году на Киринском месторождении. В 2013 году работа там нашлась уже для обеих буровых. В 2014 году «Полярная звезда» пробурила добычную скважину на Киринском месторождении, а ППБУ «Северное сияние» - разведочную на Южно-Киринском месторождении.
В 2015 году ППБУ «Северное сияние» пробурила две скважины почти до продуктивного пласта, которые были законсервированы, а уже ППБУ «Полярная звезда», которая пришла на точки бурения, вскрыла продуктивные пласты, построив эксплуатационные скважины с установкой необходимого оборудования подводного заканчивания, введя их в строй действующих.
Зимой и весной 2016 года эти две ППБУ находились в китайском порту Яньтай. Здесь на заводе «Yantai CIMC Raffles Offshore Shiryard» на них были выполнены ремонтные работы. В мае 2016 года обе ППБУ прибыли в порт Холмск, а затем приступили к буровым работам на Киринском месторождении, расположенном в 28 километрах от острова Сахалин в Охотском море.
ППБУ «Северное сияние» с 1 июня до конца сентября вновь пробурило две скважины Р7 и Р3. ППБУ «Полярная звезда» расконсервировала их, добурилась до продуктивного пласта и выполнила работы по их вводу в эксплуатацию в 2017 году. «Северное сияние» построила поисково-разведочную скважину № 1 на Восточной площади континентального шельфа острова Сахалин.
Сегодня можно констатировать, что эти две полупогружные буровые платформы полностью выполнили поставленные перед ними задачи по освоению Киринского газоконденсатного месторождения.
В 2018 году ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние» будут выполнять буровые работы на Южно-Киринском месторождении.
Работа найдётся всем
Не простаивает и флот, находящийся под операционным управлением ООО «Газпром флот». Научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Голицын» и пассажирское судно «Топаз» трудятся на Чёрном море. На НИС «Академик Голицын» проводятся работы по модернизации системы динамического позиционирования. По чартерному контракту работают транспортно-буксировочные суда «Дунай» и «Десна». Эти два транспортно-буксировочных судна до работы на Каспии неплохо потрудились на Приямальском шельфе, в Обской и Тазовской губах, обеспечивая буксировку и буровые работы СПБУ «Амазон».
Многофункциональные ледокольные суда снабжения (МФЛС) «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижев», способные преодолевать льды толщиной до полутора метров, как им и положено, трудятся в Арктике, обеспечивая бесперебойную работу МЛСП «Приразломная».
Два современных транспортно-буксировочных судна «Сатурн» и «Нептун», принадлежащие компании, успешно действуют в районе Сахалина, выполняя необходимые задачи для ППБУ «Полярная звезда и «Северное сияние».
Тем самым потенциал «Газпром флота» позволяет успешно осуществлять высокотехнологичные проекты на российском шельфе, вопреки западным санкциям и всем природно-климатическим и технологическим сложностям.
Юрий БАНЬКО.
«Нефть России» (6 /2018).
Комментарии






Последние комментарии
Календарь




