СЧАСТЛИВАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ «РОДИНКА»: Вчера и сегодня перевалки арктической нефти через Кольский залив
В настоящее время наша страна обладает 67 портами, которые относятся к пяти бассейнам и расположены они на берегах 12 морей, трёх океанов и Каспия. Их общий грузооборот в 2018 году составил 816,5 млн тонн, из которых 429,1 млн тонн приходится на наливные грузы, в том числе на сырую нефть – 255,4 млн тонн, нефтепродукты – 145,1 млн тонн, СПГ – 23,2 млн тонн. Через порты арктического бассейна – Мурманск, Архангельск и Сабетту – в прошлом году было отправлено 92,7 млн тонн грузов.
Среди арктических морских портов Мурманский занимает особое место. Это единственный в России незамерзающий, глубоководный порт, способный принимать суда дедвейтом 300 тысяч тонн. К тому же он имеет выход в Атлантический океан и на трассы Северного морского пути. Отсюда пролегает кратчайший путь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, являющиеся потребителям российских энергоресурсов.
Именно наш северный порт, в случае блокирования выходов из Чёрного и Балтийского морей (как это было в годы и Первой мировой, и Великой Отечественной войн) может обеспечить экспортно-импортные перевозки грузов. А в ближайшие годы Мурманский станет базой освоения богатств арктического шельфа и приарктических регионов.
Не случайно именно Кольский залив стал местом создания перевалочных комплексов для отправки на экспорт нефти и газоконденсата. А в скором будущем на Кольском полуострове, в Ура губе появится и перевалочный комплекс сжиженного природного газа, поставляемого западным потребителям компанией «НОВАТЭК» с завода «Ямал СПГ».
Пионеры перевалки арктической нефти
С развалом СССР нефтеперевалочные комплексы и танкеры остались в странах Балтии. Потребовалось немало усилий, чтобы переломить ситуацию и создать такие комплексы в Кольском заливе.
Первой операции по транспортировке нефти в рамках северного завоза и вывоза сырья на экспорт начала компания «Арктик Шиппинг Сервисиз», созданная в Мурманске. Сегодня она уже не существует, но её специалисты сумели заложить первые кирпичики в фундамент бесценного опыта организации танкерных перевозок в Арктике.
Первая отправка на экспорт нефти, добываемой АМНГР на острове Колгуев, датируется
В
В
Для ОАО «РИТЭК» была разработана транспортно-технологическая схема вывоза в безледовый период нефти и газоконденсата, добываемых в Приобье. Танкеры-разпаузчики Иртышского речного пароходства дедвейтом в 2,5 тысячи тонн доставляли нефть к танкеру-отвозчику дедвейтом 15-20 тысяч тонн. Первая партия ушла на экспорт в
Специалисты «Северной Стивидорской компании» предложили установить в Обской губе танкер «Североморск» дедвейтом 39,75 тысячи тонн, который выполнял бы роль накопителя. Это позволило бы избежать простой танкеров-отвозчиков.
Вывозилась нефть на экспорт и из Якутии. Первая такая операция была выполнена в
Нефть Тимано-Печоры вначале отгружалась на экспорт в районе поселка Варандей через подводный дюкер, проложенный и введенный в строй Мурманским морским пароходством 17 августа
Спустя шесть лет здесь появился стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) весом более 12 тысяч тонн, высотой 65,6 метра, шириной 61,75 метра, производительностью 12 млн тонн в год. Он был введен в строй в конце марта
В октябре
Большую роль в отправке нефти на экспорт сыграл РПК на базе супертанкера «Белокаменка», который вступил в строй 24 марта
Нефть на танкер «Белокаменка» поступала по сложному маршруту. По трубопроводу Уса – Ухта она доставлялась до железнодорожной станции Приводино, в Котласском районе Архангельской области. Там сырьё перегружалось в цистерны и по железной дороге отправлялось на морской терминал в Архангельске, а оттуда танкерами – в Кольский залив на РПК «Белокаменка». Здесь она грузилась на танкеры-отвозчики и уходила на экспорт. На «Белокаменку» отгружалась нефть и из порта Витино, и из Обской губы.
Активно использовался терминал на мысе Мохнаткина Пахта. С
Спустя четыре года, 3 декабря
До
Перевалкой занимались и нефтебаза рыбного порта, и нефтепорт Витино. Через Витино (проектная мощностью терминала – 10 млн тонн в год, ёмкость 28 резервуаров – 280 тысяч куб. метров) за период с 2002 по 2013 гг. было отправлено на экспорт около 45 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Сейчас обсуждается вопрос о возрождении работы этого нефтепорта.
Мощный импульс к развитию Мурманский транспортный узел мог получить в январе
Была бы также решена проблема экспортных поставок нефти морским путём. Иными словами, здесь, на Кольском полуострове было бы прорублено не окно в Европу, а ворота на мировые энергетические рынки.
Сегодня основные объемы нефти через Кольский залив отгружаются через «РПК НОРД» и РПК «Волга».
Гигант в Кольском заливе
Пятнадцать минут перехода от причала 82-го судоремонтного завода поперёк Кольского залива на борту современного буксира «Тис», и мы у борта «Рейдового перевалочного комплекса «НОРД» («РПК НОРД»). Он создан на базе плавучего нефтехранилища – супертанкера «Умба». Только находясь рядом с судном начинаешь осознавать размеры этого гиганта. Его длина составляет 332,95 метра, ширина 60 метров, высота борта 29,57 метра, осадка 21,19 метра. Чтобы были понятнее масштабы этого судна, приведём в качестве сравнения самый большой боевой корабль ВМФ России – тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он короче танкера «Умба» на 28 метров, а водоизмещением уступает в пять раз. Высота борта танкера равна высоте десятиэтажного дома, а его общая площадь – 19980 кв. метров, что равно почти трём футбольным полям. И еще одно сравнение: тормозной путь автомобиля при экстренном торможении и скорости
Как тут не вспомнить события, произошедшие в ночь с 7 на 8 ноября
Именно поэтому с огромными предосторожностями, используя три буксира («Тис», «Бук» и «Вяз»), проводятся швартовные операции с танкерами-челноками и отвозчиками возле «Умбы».
В специальной кабинке нас краном поднимают на 18-метровую высоту, чтобы высадить на борт танкера. Он был построен в Японии на верфи «Hitachi Zosen» в
Оборудование танкера даёт возможность проводить грузовые операции одновременно с двух бортов. Но танкеры-отвозчики швартуются только к правому борту, а челноки с обоих бортов.
Танкер-накопитель «Умба» прибыл в Кольский залив 15 января
Первая нефть Новопортовского месторождения – 16200 т – была доставлена на «РПК НОРД» танкером Ice Condor 28 января
В
«РПК НОРД» стал важнейшей составной частью схемы транспортировки сырья с арктических месторождений «Газпром нефти». Он позволил сократить время круговых рейсов челночных танкеров усиленного ледового класса. Потребителям за рубеж (а их немало, учитывая высокое качество арктической нефти) углеводородное сырье с «РПК НОРД» доставляется танкерами типа «Aframax» и «Suezmax».
Капитан «Умбы» Юрий Дёмин рассказал о своём судне. Это один из наиболее крупных танкеров под российским флагом. В его 17 танках хранится не только нефть Новопортовского и Приразломного месторождений, но и топливо, которым бункеруются суда, швартующиеся к борту «Умбы». Три мощных насоса производительностью 5,5 тысячи куб. метров в час обеспечивают быструю перегрузку нефти. На выгрузку танкеров-отвозчиков затрачивается от 10 до 12 часов, на их загрузку – 16-18 часов. Усиленному экипажу, состоящему из 36 человек (в его составе половина мурманчан, половина жителей Новороссийска), как и экипажам буксиров, прохлаждаться не приходится. За
Для членов экипажа на танкере созданы прекрасные условия. Они обеспечиваются отменным питанием, живут в одноместных каютах, имеют возможность заниматься на современных спортивных тренажёрах. Хотя, честно говоря, находившись по палубе, спускаясь и поднимаясь по ступенькам трапов машинного отделения, я бы в спортзал уже не пошёл.
Ворота Арктики
Добываемое на Новопортовском ГКМ сырьё вывозится только морским путём. Строительство магистральных нефтепроводов с насосно-перекачивающими станциями или железнодорожной магистрали с ограниченной пропускной способностью было бы слишком затратным и экономически неэффективным вариантом. Поэтому руководство «Газпром нефти» остановило свой выбор на доставке нефти на экспорт по морю. Для этого пришлось построить и ввести в строй «Ворота Арктики» – арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти в районе Мыса Каменный, производительностью 8,5 млн тонн год. Старт отгрузке сырья через этот терминал дал Президент России Владимир Путин в режиме видеосвязи. В мероприятии прияли участие председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.
Транспортно-технологическая система, созданная «Газпром нефтью», включает в себя также нефтепровод от месторождения к береговому резервуарному парку, два уникальных ледокола, танкеры усиленного ледового класса, построенные специально для этого проекта.
Терминал «Ворота Арктики» заслуживает особых слов. В России сооружено всего три таких морских ледостойких терминала: СМЛОП «Варандей», построенный «ЛУКОЙЛом» на собственном заводе в Калининграде и установленный в Печорском море; терминал отгрузки нефти проекта «Сахалин-1» и «Ворота Арктики».
Башенная конструкция массой 4407 т и высотой около
От Обской губы до Карских ворот танкеры с нефтью сопровождают атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот».
Северная «Волга»
Нефть Тимано-Печоры, добываемая «ЛУКОЙЛом», почти полтора десятилетия шла на экспорт, перегружаясь с танкеров-челноков на танкера-отвозчики у берегов Норвегии. Первая такая операция состоялась в мае
С апреля
Объёмы перевалки нефти через РПК «ЛК Волга» могут достигать 12 млн т в год. Достаточно сказать, что в
Перевалка нефти Тимано-Печоры с Варандейского терминала на РПК «Кола» осуществляется с использованием танкеров «Капитан Готский», «Василий Динков» и «Тимофей Гуженко». Это суда ледового класса 1А Super, дедвейтом 71254 тонны. Они построены в Южной Корее по заказу «Совкомфлота» и могут двигаться во льдах, как носом, так и кормой вперёд.
В последнее время активизировались работы по строительству терминала, правда угольного, на Западном берегу Кольского залива. Новый импульс этому проекту придаст подписание в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи «Газпромбанком» и Государственной транспортной лизинговой компанией соглашения по развитию инфраструктуры Мурманского порта, – в частности, портового комплекса по перевалке угля мощностью 18 млн тонн в год. Но о нефтеналивном терминале речь пока что не идёт.
Танкерный флот всему голова
После развала СССР Россия утратила танкерный флот усиленного ледового класса. В те непростые годы постсоветского периода его сумела возродить компания ОАО «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер».
Почти десятилетие Россия фрахтовала танкера ледового класса для обеспечения северного завоза и вывоза нефти приарктических месторождений у финских, латвийских и немецких судоходных компаний. Но в «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» была разработана программа строительства таких судов. Был обобщён опыт плавания в Арктике, проанализирована конъюнктура рынка и перспективы добычи углеводородного сырья, а, значит, и объёмы предстоящих перевозок.
Государство, оценив важность планов компании, выделило кредиты. С 1997 по 1999 гг. пять танкеров ледового класса дедвейтом 15 тысяч тонн были построены в городе Висмар (Германия) на верфи MTW Schiffwerft GmbH. Они получили названия «Пермь», «Волгоград», «Санкт-Петербург», «Майкоп» и «Мурманск».
С
С помощью этих танкеров был решён вопрос круглогодичного вывоза углеводородного сырья Тимано-Печоры, Приобья и Якутии на экспорт, обеспечен северный завоз.
Президент России Владимир Путин 8 июня
В те годы «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» не только завоевал лидирующие позиции в сфере нефтяных перевозок в Арктике, но и занял свою нишу на европейском рынке, преодолев жёсткую конкуренцию, доказав свой профессионализм и надёжность, высокое качество услуг, экологическую безопасность. Услугами компании пользовались такие гиганты нефтяного бизнеса, как «Shell», «Statoil», «BP». Её танкеры первыми позволили создать транспортно-технологические схемы вывоза углеводородного сырья в круглогодичном режиме в условиях Арктики.
Но в
Следует отметить, что нефтеналивными перевозками с
Нефтяная армада
Сегодня вывоз нефти и газоконденсата а Арктике обеспечивают принадлежащие «Совкомфлоту» арктические челночные танкеры усиленного ледового класса, названные именами известных российских мореплавателей. «Штурман Альбанов» – головной танкер проекта 42K «Arctic Shuttle Tanker» серии «Штурман». Его дедвейт 41454,5 тонны, мощность 22 МВт, пропульсивная установка состоит из двух винторулевых колонок типа Azipod. Все танкеры серии – «Штурман Альбанов», «Штурман Малыгин», «Штурман Овцын» – строились в Южной Корее на верфи Samsung Heavy Industries в городе Пусан по заказу ПАО «Совкомфлот».
Здесь же были построены ещё три танкера – «Штурман Скуратов», «Штурман Кошелев» и «Штурман Щербинин», которые эксплуатирует компания «Газпром нефть Шиппинг».
Следует отметить, что вывозом нефти Новопортовского месторождения занимались и танкеры российской постройки: «Астрахань», получивший после продажи компанией «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» название «Айс Игл»; «Магас» ставший «Айс Кондор»; «Саратов» переименованный в «Гиналдаг», а также «Усинск», получивший новое имя «Лагорта». Такое значительное количество танкеров-отвозчиков обусловлено и большими объёмами транспортируемого сырья, и продолжительным временем, которое затрачивается на загрузку у терминала «Ворота Арктики», плавание в ледовых условиях из Обской губы в Кольский залив, разгрузку и возвращение к арктическому терминалу.
Ещё два танкера дедвейтом 70 тысяч тонн типоразмера Panamax, построенных на «Адмиралтейских верфях» по заказу «Совкомфлота», – «Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов» – доставляют добытую на МЛСП «Приразломная» нефть на «РПК НОРД». Они способны преодолевать лёд толщиной 1,2 метра, двигаясь кормой вперёд за счёт использования винторулевых колонок типа «Azipod».
Юрий БАНЬКО.
(«Нефть России», 3-4/2019)