100-летию Мурманска: Барк «Седов» на всех парусах – через годы, моря и океаны. Злата Сальникова рассказывает о легендарном винджаммере
Биография барка «Седова» настолько захватывающая, она полна такими крутыми поворотами, что сравнить её можно с жизнью самых выдающихся представителей нашей цивилизации.
Надеюсь, ещё найдутся историки, которые по крупицам соберут воедино почти столетний путь одного из самых знаменитых парусников мира. Я же пока могу предложить вам лишь бегло взглянуть на эту череду событий, дат, лиц, что остались в пенном следе за кормой четырехмачтового барка, в разные времена носившего разные имена. Своей жизнью он связал разные эпохи, поколения, судьбы.
В феврале 1921 года в Германии, в Киле состоялась торжественная церемония спуска на воду четырехмачтового барка, получившего имя «Магдалена Винен». Его заказчик - немецкий судовладелец Виннен - предполагал, что «Магдалена Винен» будет работать на линиях, соединяющих порты Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.
Но вскоре наступили 30-е и мировой экономический кризис. Большое число судов тогда оказалось на приколе, а их команды - на бирже труда. Компания Виннена продавала свои парусники по бросовым ценам. В 1936 году наступил черед и «Магдалены Винен». Её приобрела пользовавшаяся государственными дотациями фирма «Норддойчер Ллойд». Барк переименовали в «Коммодор Енсен» и перестроили, превратив в учебное судно. Были оборудованы две надстройки, которые соединили общей палубой спардек и ют. Благодаря этому удалось выгородить помещение вначале для 60, а позже и для ста практикантов. После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны союзные страны разделили между собой военный и вспомогательный флоты Германии. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил и «Коммодор Енсен». Парусник снова переименовали. Его назвали в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.
В январе 1946 года на «Седове» был поднят Военно-морской флаг СССР, судно перевели в класс учебных. В 1951 году командование барком принял капитан дальнего плавания Митрофанов Петр Сергеевич, под его руководством судно было приведено в мореходное состояние. Спустя год барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана.
В период с 1975-го по 1981 годы судно находилось в ремонте на Кронштадтском морском заводе. Были оборудованы кубрики для 164 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей, сауна. Оборудованы учебные классы, установлены новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи.
В 1991 году судно было передано Мурманскому государственному техническому университету, на нём проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов.
«Седов» занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» - самое крупное из сохранившихся до наших дней парусное судно.
Идут годы. Отщелкивает пройденные мили лаг, теснятся в судовом журнале номера рейсов. Обучение курсантов не только Мурманска, но и Архангельска, Санкт-Петербурга, Ейска, Калининграда идёт своим чередом. Зимой - межрейсовые ремонты, с весны до поздней осени – дальние походы.
А жизнь легендарного винджаммера продолжается. Нынешний судовладелец – МГТУ – старается достойно содержать своё сокровище, осознавая то, что 90-летнее судно является безусловной и бесценной реликвией не только в истории парусного флота, но и, если хотите, всей человеческой цивилизации. И для России - дело чести сохранить дееспособность барка «Седов» даже не на ближайшие годы, а на десятилетия…
Комментарии







Последние комментарии
Календарь





