«Олений роддом» может стать местом охоты
Члены комитета по природопользованию на рабочем совещании в Мурманской областной Думе обсудили спорный вопрос, касающийся оленьего пастбища, которое находится около реки Поной. Оно было отдано в аренду на 30 лет некоммерческому партнерству, которое зарегистрировано в Белгородской области. Местные жители - саамы опасаются, что организованная в этих местах охота приведёт к сокращению поголовья оленей, а коренные народы не смогут заниматься традиционным ремеслом – оленеводством.
Участок в 72 тысячи гектаров называют «родильным домом» для лосей и оленей. На многократные просьбы жителей деревень Краснощелье и Каневка и председателя сельскохозяйственного кооператива «Тулома» в различные инстанции оставить исторически принадлежавшие им земли, они получали отказы. Теперь саамы всерьёз обеспокоены тем, что стадо оленей, которые привыкли обитать на этом участке земли, будет истреблено «иноземцами», а оленеводы не смогут вести традиционный образ жизни на своей земле.
Браконьерство - бич этих мест. В 90-е годы прошлого века популяции как дикого, так и домашнего северного оленя выбивались под корень: нищему населению они были даны практически на откуп. Полиция закрывала глаза на добывавшее пропитание население и военных, охотившихся и с вертолётов, и с бэтээров.
В результате бесконтрольного отстрела домашнее стадо сократилось с 76 до 55 тысяч голов (из 6 хозяйств осталось 2), а дикого оленя сейчас в лучшем случае несколько тысяч. По официальным данным — 6500, по мнению специалистов — намного меньше. Сейчас западная популяция дикого северного оленя занесено в региональную Красную книгу, восточная — нет, но на неё распространяется мораторий на охоту. В 2016 году отстрел на короткий срок разрешили (в министерстве якобы забыли вовремя подать документы на продление запрета) и даже успели выдать 71 лицензию, но после медийного скандала запрет был возобновлен. А тогдашний министр экологии региона Эльвира Макарова вскоре была отправлена в отставку, а сейчас в суде слушается возбужденное против неё уголовное дело.
Охота на оленя запрещена до июля 2020 года. В региональном Минприроды говорят, что уже через полгода начнут подготовку документов для продления моратория.
Письма протеста против организации охотничьего хозяйства на Поное саамские и коми-ижемские организации направили в управление верховного комиссара по правам человека и отдел малых народностей ООН, Совет Федерации, в Госдуму, прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Люди, если их не услышат, обещают выйти на пикеты.
Представитель областного Министерства рыбного и сельского хозяйства подчеркнула, что поддержка оленеводства является приоритетным направлением в Мурманской области.
Исторически сложившейся территорией оленеводства признан Ловозерский район. Присутствующие обсудили ситуацию с арендой оленьих пастбищ, возможностью ведения охоты и приоритетом использования этих земель.
- Вопросы непростые, требуют тщательного обсуждения и проработки, - подчеркнул Валерий Пантелеев. – В частности, пока неясно, планируется ли продлить мораторий на отстрел дикого северного оленя, который действует до 2020 года.
На совещании отмечалось, что в региональном парламенте готовы рассмотреть предложения от представителей оленеводческих хозяйств и местной власти по изменению законодательства в сферах оленеводства и охоты.