Искусствоведы на пороге открытия
Выставочные залы, готовые к показу картины - такими мы видим музеи. Но все, что доступно взгляду каждого посетителя - лишь малая часть достояния любого выставочного зала. Гораздо больше экспонатов насчитывает фонд. Что скрывается за закрытыми дверями хранилища Мурманского художественного музея и на пороге каких открытий стоят искусствоведы - расскажет Анастасия Карева.
Любое посещение фондов музея строго запротоколировано. Просто так прийти сюда и взять любой экспонат не имеет права даже директор. За порядком в фондах и строгим выполнением всех правил следит хранительница музейных сокровищ Наталья Клишина.
- В каждом музее есть инструкция по посещению фондов, - поясняет Наталья Клишина, и.о. главного хранителя Мурманского областного художественного музея. - Здесь должна быть особая температура, особая влажность для хранения предметов - нужно хранить хорошо и правильно.
Да и как по-другому можно хранить единственные в мире экземпляры, говорит Наталья Павловна. О каждом экспонате хранительница фондов готова рассказывать бесконечно.
Многие приобретения - это подарки музею. Например, этот сарафан ручной работы принадлежал мурманской художнице Тамаре Зуевой. А вот пелерину вологодские мастерицы делали на заказ. Есть экземпляры более древние. В фонде открытого хранения, куда могут попасть рядовые посетители, есть вещи 19 века. Например, прялка - подарок музею историка моды Александра Васильева.
- Еще уникальная прялка с дарственной надписью. Это вообще! – рассказывает Наталья Клишина, и.о. главного хранителя Мурманского областного художественного музея. - Раньше же делали для жены или невесты и передавали по наследству. Датировано – 1906 годом, это все начало 20 века.
В фонде музея экспонаты не просто хранятся, а ждут своего звездного часа - когда они станут частью выставки. Подготовительные работы лежат на плечах плотника Владимира Финкеля. В музее Владимир Маркович работает уже 17 лет. Несмотря на то, что его задача - подготовить экспонаты к выставке, развесить все ровно и на свое место, плотник и сам пишет картины. Наверное, в музее не бывает людей, которые остаются равнодушны к творчеству.
- Когда с этим работаешь, впечатляешься - я пользуюсь случаем все это впитываю, - рассказывает Владимир Финкель, плотник Мурманского областного художественного музея.
Есть в фондах место и загадкам. Например, эта картина неизвестного художника уж очень сильно напоминает почерк Айвазовского.
- Айвазовский был работоспособным - очень много писал копии своих работ, - делится Ольга Евтюкова, директор Мурманского областного художественного музея. - Нам надо доказать - это авторское повторение или работа его ученика. Наступит момент, когда мы узнаем и напишем имя - имя ученика, или вдруг это Айвазовский. Представляете, какая сенсация будет.
Подробности о других загадках музея - узнайте в программе «Проще говоря». В следующий понедельник 20 октября - Ольга Евтюкова расскажет, какие тайны уже удалось разгадать.