Как поезд по рельсам, или Окончательно судьба легендарной «Арктики ещё не определена
Припарковать ледокол рядом с домом и отправиться кормить белого медведя - такое представление сложилось у некоторых иностранцев и даже жителей России о Мурманске и его уникальном предприятие «Атомфлот». И как бы нам не хотелось поддерживать суровый образ жителей Севера, на самом деле, стереотипы довольно быстро рушатся, особенно, когда поучаствуешь в редкой для закрытой организации экскурсии.
Винты любого ледокола – расходный материл. Это только кажется, что замёрзшая вода - не самое крепкое вещество, но в действительности на агрегатах, продвигающих сквозь толщи белоснежного покрова многотонное судно, лёд оставляет огромные зазубрины. Атомоход «Таймыр» сейчас стоит в доке на плановом обслуживании, депутаты городского Совета, которые пришли с экскурсией на предприятие с любопытством рассматривают исполинские борта атомохода и фотографируют высоко задранный нос корабля. Впрочем, этот визит народных избранников, носит сугубо деловой характер.
- Это предприятие - одно из крупнейших налогоплательщиков, - отметил Дмитрий Филиппов, глава муниципального образования город Мурманск. - Часть этих налогов остаётся в регионе и городе. Мы рассчитываем, что с ростом и развитием предприятия, казна города будет пополняться.
Впрочем, от того, как беспрекословно, смирившись с непростой судьбой, у причалов стоит легендарная «Арктика», в развитие атомного флота с ходу не верится. Судно, первое в истории мореплавания покорившее Северный полюс, как и ледоколы «Россия» и «Советский Союз», ждёт очереди на утилизацию. У предприятия нет лишних средств, чтобы переоборудовать и содержать ещё один музей, по примеру легендарного ледокола «Ленин», который без преувеличения стал одной из главных достопримечательностей города-героя.
- Вопрос наличия средств и воли. Наше предприятие сейчас содержит ледокол «Ленин», а это порядка 55-60 миллионов рублей в год, - отметил Мустафа Кашка, первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот». - Это большая социальная нагрузка для предприятия,содержать несколько музеев предприятие не способно.
Но судьба старой «Арктики» до конца не решена и надежда на лучший исход её судьбы есть. Что точно известно, так это то, что новый ледокол с таким же именем придёт в Мурманск через два года, а ещё чуть позже в залив зайдёт так же построенная на Балтийском заводе «Сибирь». Впрочем, готовиться к долгожданному пополнению здесь начали уже сейчас.
- С точки зрения их базирования и стоянки у причалов, у нас проблем нет. Мы строим новый доковый цех для ремонта винто-рулевых комплексов, - рассказал Мустафа Кашка, первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот». - Ведётся активная проработка строительства нового дока, так как в существующий новые ледоколы не встанут. Так же началось проектирования судна атомного-технологического обслуживания, объявлен конкурс.
Сейчас в северных морях трудятся 4 ледокола и атомный лихтеровоз «Севморпуть». По счастливой случайности рабочий визит депутатов заста на причалах и ледокол «Вайгач». Встречает парламентариев капитан судна. Прежде всего, делегация поднимается на самый высокий мостик, откуда открывается захватывающий вид на соседний с «Атомфлотом» 35 завод и пришвартованный на его причалах авианосец «Кузнецов».
- Спасибо «Атомфлоту» за приглашение, потому что многим из нас впервые удалось побывать на ледоколе и ознакомиться с инфраструктурой предприятия, - отмечает Ирина Горенюк, депутат Совета депутатов города Мурманска. - Среди пользователей интернета ходит много шуток по поводу «парковки» ледоколов суровыми мурманчанами. Но как говорят специалисты, управлять такой махиной, не обладающей достойной аэродинамикой, довольно просто. Ведь команда учится этому в специальных классах-симуляторах. Что же касается навигации, то моряки не раз говорили, что по льдам атомоходы идут как поезд по рельсам. А заправлять топливом судно приходится всего раз в 5 лет.