«Рыболовство в Арктике» - время новое, а проблемы старые
Введение инвестиционных квот на вылов рыбы вносит свои коррективы в работу рыбопромышленников. Не исключение и мурманские компании. Темой международной конференции «Рыболовство в Арктике» стала модернизация существующего рыболовецкого флота и строительство новых траулеров. Такая повестка конференции - своевременна. Как выяснилось на встрече рыбопромышленников, в замене нуждается около половины приписанных к портам Мурманской области судов.
Началась конференция по традиции с подписания трёхстороннего соглашения о сотрудничестве и плана работ на 2017 год между Союзом рыбопромышленников Севера, Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана и Союзом рыбаков Норвегии. Сотрудничество предполагает работу в областях совместного промысла и сохранении рыбных запасов Баренцева моря, а также распределения добытой рыбы среди населения стран.
- При любом сотрудничестве должен в центре быть человек, - отметил Анатолий Евенко, председатель правления НО «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана». - Естественно, главное в его жизнеобеспечении - продовольствие. Рыбные запасы, как говорят, рыба, которая дана нам природой, предназначена для того, чтобы нам накормить ею людей. Главное, все стороны этого процесса должны организовать грамотный, правильный сбор этого урожая и грамотно распорядиться им между населением.
- Ситуация в мире такова, что население планеты растёт. При этом наука поддерживает точку зрения, что потребление рыбы в пищу имеет благоприятный эффект для человека, - сообщил общеизвестные факты Хьель Ингебригстен, руководитель Союза рыбаков Норвегии. - Кроме того, мы сообща управляем нашими совместными запасами. Очевидно, что рыбопромышленная отрасль - отрасль будущего. Недавно в Норвегии была представлена морская стратегия, которая ещё раз подтверждает, что все возможности у нас сосредоточены в море.
Стратегическое значение рыбных запасов отмечают не только участники трёхстороннего соглашения. С ними согласны и те, кто разрабатывает технологии переработки даров моря в продукты, попадающие нам на стол. До начала конференции желающие могли оценить разнообразие блюд и продукции, изготовленных мурманскими технологами из морских обитателей. Ценность рыбы ещё и в том, заявляют специалисты, что белок, получающийся при её переработке, может стать отличным заменителем соевого белка, который сегодня применяют почти везде.
- У нас очень много недоиспользованных, малоценных видов рыб. Например, путассу. В народе говорят, что путассу - это кошачья рыба. То есть, в принципе, человек может сварить-пожарить путассу и съесть, но особо высокой ценности в ней нет. Стоимость сырья не очень высокая, - говорит Василий Волченко, кандидат технических наук, доцент кафедры технологий пищевых производств. - Произвести из неё либо, как минимум, промытый фарш, либо, как максимум, обезличенный белок - белковый изолят, добавляя его потом в любой продукт, где не хватает белка, в том числе и в колбасные изделия. Это было бы очень интересно.
Чтобы накормить людей рыбой, необходим качественный рыбопромысловый флот. Проблемам его модернизации и строительству новых траулеров конференцию и посвятили. Сегодня из 230 судов, зарегистрированных в мурманском порту, 99 - в возрасте 30 лет и старше. То есть, в ближайшее время менять необходимо чуть меньше половины всего рыболовецкого флота.
- Практически, крупные судовладельцы все ведут переговоры. Уже многие застолбили за собой верфи. Уже подписаны договора, в рамках этой конференции планируется тоже подписание, - говорит Владимир Григорьев, председатель правления НО «Союз рыбопромышленников Севера». - Но я не знаю, состоится или нет это всё, но рассчитываем, что будет. Были подписаны договора ещё в прошлом году, в конце года. Подписываются договора с заводами, которые находятся на Балтике. У нас, на Севере, не готовы, скажем так, строить. А на Балтике строят активно, такие как завод «Янтарь», Выборгская верфь, Северная верфь.
Привела рыбаков к началу судостроительного бума не только необходимость, но и принятый в июле прошлого года 349 федеральный закон, устанавливающий для рыболовецких предприятий дополнительные, инвестиционные квоты на вылов рыбы. Прибыль от них должна пойти на оплату строительства новых судов. Несмотря на то, что распространяется закон лишь на компании, заказывающие траулеры у российских верфей, в мурманских рыбаках заинтересованы и иностранные корабелы.
- На сегодня у нас на верфи ремонтируются два судна из Мурманска, - сообщил Зигмунт Чапевский, представитель Гданьской судоремонтной верфи. - Мы готовы строить и новые суда, о чём я хочу сообщить на этой конференции.
Объём инвестиционных квот уже определён, однако, как их будут распределять, пока не ясно. Тем не менее, некоторые владельцы рыбопромысловых компаний уже обратились за финансированием в банки. Те обещают рассмотреть их заявки сразу же после того, как правительство выпустит правила распределения квот.